Началась эта история довольно давно, 2-3 миллиона лет назад. На западном побережье Южной Америки жила парочка самых обычных вьюрков. Но тут случается локальный катаклизм – шторм, ураган или землетрясение – и вьюрки оказываются на острове в 1000 километров от дома. Вернуться обратно невозможно, а значит птичья робинзонада неизбежна.
К счастью, вьюрки были разнополыми, поэтому им было чем заняться, помимо акклиматизации и приспособления к местной пище. И вот уже через несколько столетий потомство вьюрков создало устойчивую популяцию, которая заселила весь остров. И вот уже молодёжи стало тяжко жить: где вить гнёзда? Чем питаться? Ну они и полетели на соседние острова, благо расстояние между ними небольшое, от 5 до 50 километров. Любой вьюрок может пролететь его всего за час!
Ещё пара тысячелетий – и даже самые маленькие и неприветливые острова оказались заселены, увеличивать ареал популяции дальше было просто некуда. Поэтому вьюркам пришлось менять стратегию. Они пошли по пути захвата новых экологических ниш и приспособления к уникальным условиям каждого острова.
Ещё полмиллиона-миллион лет, и вот уже один вид распадается на 3. Земляные вьюрки с их широкими коническими клювами перешли почти на исключительно растительную пищу. Они легко раскалывают твёрдые оболочки семян и приспособились питаться мякотью кактусов, не очень вкусной и съедобной для остальных.
Клювы древесных вьюрков, более длинные и узкие, идеально подходят для переворачивания камушков и раскалывания коры. Они питаются почти исключительно беспозвоночными. В основном – короедами.
А вот славковые вьюрки заняли промежуточную нишу. Тонкие и короткие клювы позволяют птицам быть универсалами. Зимой они питаются мягкими плодами и семенами, а летом переходят на насекомых, которые живут не внутри древесины, а на поверхности.
Только вот на этом их эволюция не остановилась. Каждый вид стал разделяться на новые, ещё более специализированные виды со своими уникальными особенностями. Малый земляной вьюрок, например, подружился с галапагосскими черепахами и игуанами. Теперь немалую долю его рациона составляют паразиты этих рептилий.
Отдельного упоминания стоит вьюрок-вампир, представляющий собой пример крайнего и очень быстрого приспособления к жёстким условиям. Птицы обитают только на островах Вольф и Дарвин – на самых каменистых и неприветливых островах архипелага. Здесь нет источников пресной воды, поэтому птицы находятся в вечной зависимости от дождей. И от крови других птиц. Чтобы выжить, в сезон засухи они вынуждены нападать на гнездящихся здесь морских птиц, наносить им раны и пить их кровь.
Но даже на этом история вьюрков не закончилась. В XIX веке исследовательский корабль «Бигль» привёз на острова тогда ещё малоизвестного учёного – Чарльза Дарвина. Корабль остановился здесь всего на 5 недель, но и этого ему оказалось достаточно. Дарвин обнаружил 14 видов вьюрков, которые обладали множеством уникальных черт, но при этом были невероятно похожи друг на друга – словно близкие родственники. Уже тогда он заподозрил, что все они произошли всего от одной пары вьюрков.
Обнаружение этого уникального комплекса видов стало нежданным подтверждением его идей об эволюции и сыграло большую роль в написании «Происхождения видов» – монументального труда, заложившего основы современных взглядов на эволюцию. А галапагосских вьюрков с тех пор стали называть дарвиновскими – в честь их неожиданно сильного влияния на современную науку.
С вами была Книга животных!
Мы оставляем возможность подключить платную подписку для всех тех, кто хотел бы поблагодарить наш проект за 8 лет работы в сфере популяризации зоологии. По этой ссылке: https://dzen.ru/knigajivotnih?tab=premium
Спасибо, что вы с нами!