Не далее как в ноябре я делал очередную серию заметок о прогулках по одному из своих любимейших районов Москвы – Таганке. Прошелся по Алексеевской слободе, старообрядческой Рогожке, покружил по переулкам в окрестностях Земляного Вала.
И обещал вскоре вернуться сюда опять, потому что район этот – неиссякаемый кладезь как популярных туристических достопримечательностей, так и малоизвестных, но ничуть не менее прекрасных строений, памятников архитектуры и сокровищниц московской истории.
На сей раз я прогуляюсь по самой Таганской улице и Товарищескому переулку, а затем в бесчисленный раз обойду Николоямскую, Станиславского и Солженицына. Загляну и в пару тихих, неприметных переулков, которые совершенно напрасно обходят своим вниманием организованные экскурсионные группы и «дикие туристы».
Гуляешь здесь – и всегда возникает ощущение, что ты не пришел сюда своими ногами, не приехал на личном авто, метро или автобусе, а переместился на машине времени. За границей видимости и слышимости остался большой современный город, а вокруг тебя – девятнадцатый век.
Сегодня я начну с Таганской улицы, с дома №13, строение 3, что стоит в глубине двора, отделенный от красной линии оградой.
Имя его архитектора до наших дней не сохранилось, как остались неизвестными имена многих строителей, возрождавших Москву после нашествия Наполеона. Однако главный дом этой городской усадьбы удостоился того, чтобы…
…Попасть на страницы шестого Архитектурного альбома Матвея Казакова
Еще с далеких 1720-х годов здесь стояли каменные палаты братьев-купцов, владельцев полотняной фабрики Петра и Якова Земских. От них палаты унаследовал сын одного из братьев, Данила Яковлевич. Он владел палатами отца и дядьки до памятного 1771 года, когда имение сгорело в пожаре. То ли причиной возгорания послужили смоляные костры, которые, как наивно считалось в ту пору, очищали воздух от витавшего в нем морового поветрия, то ли местные жители пытались поставить огненный барьер на пути смертельной заразы.
Сам Данила Земсков эпидемию пережил, но усадьбу продал. Ее новым владельцем стал рязанский купец Герасим Андреевич Ипатьев – фабрикант и благотворитель, попечитель Московского Императорского воспитательного дома, что на Москворецкой набережной. Он владел домом совсем недолго, всего девять лет. И в 1780 году его приобрел…
…Полковник Ярославского пехотного полка Николай Яковлевич Аршеневский
Дослужился тот до генерал-майора, затем уволился с военной службы и был назначен Екатериной Второй гражданским губернатором Смоленска, а при Павле Первом – астраханским губернатором. Правда, ненадолго.
Вернувшись в Москву, он вместе с супругой Евдокией Васильевной, урожденной Голицыной, поселился на Таганской улице, параллельно уделяя много внимания и заботы своему подмосковному имению «Белая дача» в нынешнем районе Котельники.
В 1804 году часть усадьбы сдали под Коммерческое училище, которое пробыло на Таганке два года, после чего переехало на Остоженку. А наследники Николая Яковлевича владели усадьбой до 1812-го.
В «Грозу двенадцатого года» имение снова сгорело. И снова владельцы предпочли его не восстанавливать, а продали купцу Козьме Сычкову. Как раз при нем возрожденный усадебный дом приобрел нынешний свой партикулярный классический облик. Над средней частью появился мезонин, а позади дома разбили сад.
(7 фото)
За последующие сто лет усадьба еще несколько раз сменила хозяев. Последними из них в 1915 году сделались трое купцов-товарищей из старообрядцев Филипповского беспоповского согласия: Карпов, Чибисов и Иванов, которые владели ею до самой революции.
Начиная с 1920 года здесь были обычные коммуналки, а в 1990-х открылась типография «Восход», за совсем недолгое время существования которой в этих стенах историческая постройка пришла в ужасное состояние. Казалось бы, десятилетия коммунальных квартир, что может быть хуже? Оказалось, может.
Благодаря Правительству Москвы, Главному управлению охраны памятников и мастерству столичных реставраторов, усадьбу получилось спасти едва ли не из руин.
По окончании реставрационных работ здесь открылся Музей мебели, в 2013 году перенесенный в Подмосковье. Сегодня во флигеле, что стоит слева от главного дома, размещается ресторан «Капибар»,
а бывший усадебный сад сделался частью Детского парка имени Николая Николаевича Прямикова. Усадебный дом же ищет своих новых владельцев.
(12 фото)
Такова судьба этой маленькой старинной усадьбы. Согласитесь, пройти мимо и не обратить на нее внимания – расточительно по отношению к родной истории и родному городу.
Я же от всей души приглашаю каждого из своих дорогих читателей не только проследовать за мной по страницам будущих заметок, но и лично посетить эти замечательные места, своими глазами рассмотреть эти особняки, усадьбы, доходные дома и домики.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!