Найти в Дзене
Маша в Чехии

Почему они такие? В чём сила чешской «негероической» слабости

«Мы негероический народ. Зато мы всё ещё здесь» — недавно мне попалось на глаза высказывание, которое приписывают чешскому музыканту Франтишеку Ринго Чеху (František Ringo Čech). И я поймала себя на мысли, что лучше про чехов, кажется, ещё никто не формулировал. Но это ещё не всё высказывание. Вот оно — целиком: Мы негероический народ. Зато мы всё ещё здесь.
Пришли немцы — пожили — ушли, а мы всё это время здесь.
Пришёл «мужик» (так, без сантиментов, про Россию) — пожил — ушёл, а мы всё это время здесь.
Пришёл Европейский союз — поживёт, может, и распадётся, а мы всё это время здесь.
А чехи — всё ещё здесь. Трудно победить тех, кто не воюет.
Ни один захватчик не выдерживает наши шутки дольше четырёхсот лет — проверено.
Мы не стоим многого, но мы всё ещё находимся здесь. Ниже — подробнее про чешскую философию выживания. Меня сегодня на "размышлизмы" потянуло, так что если тема неинтересна, то можно пропустить)) И привет тем, кто зашёл на канал впервые: меня зовут Мария, я живу в Чехии
Оглавление

«Мы негероический народ. Зато мы всё ещё здесь» — недавно мне попалось на глаза высказывание, которое приписывают чешскому музыканту Франтишеку Ринго Чеху (František Ringo Čech). И я поймала себя на мысли, что лучше про чехов, кажется, ещё никто не формулировал.

Но это ещё не всё высказывание. Вот оно — целиком:

Мы негероический народ. Зато мы всё ещё здесь.
Пришли немцы — пожили — ушли, а мы всё это время здесь.
Пришёл «мужик» (так, без сантиментов, про Россию) — пожил — ушёл, а мы всё это время здесь.
Пришёл Европейский союз — поживёт, может, и распадётся, а мы всё это время здесь.
А чехи — всё ещё здесь.
Трудно победить тех, кто не воюет.
Ни один захватчик не выдерживает наши шутки дольше четырёхсот лет — проверено.
Мы не стоим многого, но мы всё ещё находимся здесь.

Ниже — подробнее про чешскую философию выживания. Меня сегодня на "размышлизмы" потянуло, так что если тема неинтересна, то можно пропустить))

И привет тем, кто зашёл на канал впервые: меня зовут Мария, я живу в Чехии уже больше 20 лет, муж у меня чех, дети тут родились, и за это время я очень хорошо поняла: это не просто шутка. Это целая философия выживания.

это я, размышляю как раз)
это я, размышляю как раз)

Не герои. И этим всё сказано

Чехи не любят громких слов, не любят пафос и не используют так часто слово «Родина». Кстати, у них и песен почти нет патриотических — что-то я ни одной в популярной музыке не припомню. С самоиронией есть, про любовь есть, а вот с патриотическими песнями выходит небольшой дефицит. Я лично, пожалуй, только гимн и знаю.

Если начать при чехе говорить слишком возвышенно, он, скорее всего, посмотрит на тебя с лёгким сочувствием — как на человека, который сейчас скажет что-то неловкое. Зато у них отлично прижилась идея: «мы маленькие, и главное — оставьте нас в покое».

Как мне в комментариях очень точно написал подписчик zhukovds — и это важное уточнение ко всему разговору:

У чехов не было собственного государства с 1620 по 1918 год — и это во многом было следствием решений самой чешской аристократии.

Если вдуматься, это многое объясняет. Когда у народа столетиями нет своей государственности, формируется умение выживать внутри чужих конструкций, договариваться, приспосабливаться, не высовываться и при этом не исчезать.

История Чехии — это не история громких побед. Это история того, как остаться.

«Улыбаемся и машем»

Есть ещё одна фраза, которую в Чехии можно услышать довольно часто — обычно полушутя, но с очень серьёзным подтекстом. Чехи говорят:

Jak za Protektorátu: usmíváme se a máváme — a za rohem si myslíme svoje.

То есть: «Как во времена Протектората: улыбаемся и машем, а за углом думаем своё».

И это ведь совсем не трусость и не отсутствие позиции, а выученный историей способ выживания там, где открытое сопротивление либо бесполезно, либо слишком дорого обходится. Снаружи — спокойствие, любезность и лояльность, а внутри — дистанция, ирония и собственное мнение: не высказываться, но и не растворяться окончательно.

фото автора: святой Вацлав на коне, покровоитель чешских земель
фото автора: святой Вацлав на коне, покровоитель чешских земель

Ну и почему это работает

Можно прийти, установить свои порядки, сменить флаги и вывески.
Но если люди не принимают это всерьёз, если они всё превращают в шутку, если они просто пережидают — долго так не выдержит ни один захватчик. Четыреста лет — и правда серьёзный срок для проверки.

Чехи и не пытаются быть великими. Они не считают себя особенно важными, они вообще довольно безжалостны к себе в самооценке, а над «великими» всегда подсмеиваются.

И чем дольше я живу в Чехии, тем больше понимаю: как раз эта стратегия очень устойчива, по крайней мере, не менее устойчива, чем «великодержавность».

А вы как думаете?