Найти в Дзене

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн: отношения вопреки врачебной этике

Не помню, как мне попалась статья про них, но из неё я узнала много любопытного: 1️⃣Карл Юнг, глыба психологии, нарушил важнейший запрет, и это не помешало ему остаться авторитетом для научного мира (в моменте, конечно, были проблемы, но потом всё прекрасно забылось). 2️⃣Карл Юнг, который так много сделал для того, чтобы люди лучше понимали себя, едва мог разобраться в своей жизни: при наличии жены менял любовниц, и не так уж порядочно выходил из этих отношений. 3️⃣Фрейд до последнего покрывал своего ученика. Видимо, ему важнее было сохранить последователя, чем обличить нарушение врачебной этики. Поначалу Юнг свои отношения с Шпильрейн пытался выдать (как это обычно бывает не только у психоаналитиков😕) за её приставания: «Рискуя наскучить, я хотел бы представить Вам свое последнее наблюдение. Я сейчас лечу Вашим методом истеричку. Трудный случай, 20-летняя русская студентка, больна в течение 6 лет». Невольно вспоминается песня Artik & Asti «Истеричка»🙂 Впоследствии, когда Юнг порвал

Не помню, как мне попалась статья про них, но из неё я узнала много любопытного:

1️⃣Карл Юнг, глыба психологии, нарушил важнейший запрет, и это не помешало ему остаться авторитетом для научного мира (в моменте, конечно, были проблемы, но потом всё прекрасно забылось).

2️⃣Карл Юнг, который так много сделал для того, чтобы люди лучше понимали себя, едва мог разобраться в своей жизни: при наличии жены менял любовниц, и не так уж порядочно выходил из этих отношений.

3️⃣Фрейд до последнего покрывал своего ученика. Видимо, ему важнее было сохранить последователя, чем обличить нарушение врачебной этики. Поначалу Юнг свои отношения с Шпильрейн пытался выдать (как это обычно бывает не только у психоаналитиков😕) за её приставания:

«Рискуя наскучить, я хотел бы представить Вам свое последнее наблюдение. Я сейчас лечу Вашим методом истеричку. Трудный случай, 20-летняя русская студентка, больна в течение 6 лет».

Невольно вспоминается песня Artik & Asti «Истеричка»🙂

Впоследствии, когда Юнг порвал с Фрейдом, Фрейд переменился и восстановил отношения с Шпильрейн (очень благородно). Сабина Шпильрейн со временем сама стала врачом и долгое время оставалась связующим звеном между Юнгом и Фрейдом.

«Фрейду принадлежит фраза, ставшая знаменитой: жизнь можно понять только назад, но вся штука состоит в том, что прожить ее надо вперед. Пройдет 7 лет, и после окончательного разрыва с Юнгом Фрейд напишет Сабине Шпильрейн: "Когда я возвращаюсь к началу нашей переписки, мне кажется, что все было предопределено"».

После той первой статьи я так загорелась, что стала искать информацию про Юнга и Шпильрейн и прочитала главу в книге «Эрос невозможного: история психоанализа в России» Александра Эткинда. Все факты, цитаты — из неё.

(Из дневника Сабины Шпильрейн, 11 сентября 1910 года):

«У меня были две тяжелые ночи. Любовь к моему другу переполняет меня безумным жаром. В какие-то моменты я яростно сопротивляюсь, в другие — даю ему целовать каждый мой палец и прижимаюсь к его губам, почти теряя сознание от любви. Как глупо писать об этом! Я, обычно такая сдержанная, предаюсь этим фантазиям! Но как я могу противостоять этой дикой силе? Сейчас я сижу, усталая от этих бурь, и твержу себе: только не это! Лучше абсолютно чистая дружба на расстоянии. То, что он любит меня, — это точно, но... "есть ещё но", как говорил наш учитель естественной истории: мой друг женат».

Теряю сознание от любви... Ой, а что это тут у нас ?

Созависимые отношения?

Выросший в семье пастыря и твёрдо считавший себя примерным семьянином и отцом, Карл Юнг, видимо, познакомился со своей Тенью, когда решил стать полигамным.

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально. Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии. Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть о полигамии); он больше не желает подавлять свое чувство ко мне, он признает, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены, и т. д. и т. д., и что он хочет все рассказать о себе».
Снова из дневника Сабины Шпильрейн, около 1909 года

И чтобы вы понимали, что там творилось: упоминаемый Отто Гросс — тоже психоаналитик из фрейдовской компании — наркоман и сторонник идей свободной любви.

Слухи про отношения Юнга с пациенткой распространяются так стремительно, что это начинает вредить карьере Юнга и он поступает как полный свин, но об этом — расскажу завтра.