"Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..." – и заплакала.
Так в феврале 1998 года ответила на поздравление с 65-летием корреспондентам "Комсомольской правды" Эльза Леждей. Женщина, чей взгляд когда-то сводил с ума миллионы, а имя было известно каждому советскому человеку. Актриса, которая могла бы стать легендой, но стала заложницей одной-единственной роли.
Имя, которое не любила
19 февраля 1933 года в Севастополе родилась девочка, которой отец-моряк дал необычное для советского времени имя – Эльза. Иван Леждей, поляк по происхождению, работал политруком на крейсере "Червона Украина". Но девочке так и не суждено было узнать отца – в 1934 году он погиб в железнодорожной катастрофе, возвращаясь из служебной командировки. Дочери тогда был всего год.
"Это слишком романтично", – говорила она о своем имени. "Эльза" – слишком немецкое, считала сама актриса и предпочитала называть себя Эллой или даже Зинулей, как звали ее близкие. Но мир запомнил ее именно как Эльзу Леждей.
Мать, экономист Министерства обороны, переехала в Москву, когда дочери еще не исполнилось и десяти лет.
Два училища и одна судьба
Окончив школу, Эльза отправилась покорять столичные театральные вузы. И покорила сразу два — ее приняли и в Щукинское, и в Щепкинское училище. Девушка выбрала Щепкинское, которое окончила в 1955 году.
Еще будучи студенткой, она нарушила строжайший запрет и снялась в фильме "Море студёное". Для нее сделали исключение – уж больно хороша была молодая актриса. В кадре ее заметили все: волшебные зеленые глаза, родинка на щеке, какая-то загадочная манкость.
"Очень выразительные черты лица, большие глаза, выраженные губы. Глаза пронзительные такие. Не забывайте, что это женщина очаровала очень многих красивых мужчин", — вспоминали коллеги.
Критики оценили дебют сдержанно, но зрители и режиссеры запомнили.
Первая любовь, о которой молчала
На съемках "Моря студёного" Эльза познакомилась с актером Геннадием Юдиным. Он был старше на десять лет, фактурный, светловолосый, с ясными глазами. Они играли на экране влюбленных, и чувства перекинулись в реальность.
"Невозможно было не увлечься. Тем более они играли любовь в кадре. Хорош был необыкновенный", – вспоминали коллеги.
Юдин всю жизнь прожил с матерью, которая доминировала над ним и браковала всех его пассий. С Эльзой они жили не расписываясь – по тем временам это было крайне смело. Но долго этот союз не продлился.
"У него была сложная судьба, браки его никак не складывались. Он был таким маменькиным сынком, и все его пассии она браковала. В итоге все эти браки были очень короткие", – рассказывали знакомые.
Эльза ушла сама, не оглядываясь. О романе с Юдиным актриса никогда не рассказывала. Будто его и не было вовсе.
Пигмалион и его Галатея
В 1956 году на съемках героической драмы "Павел Корчагин" Эльза познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Наумовым. Он влюбился в актрису еще до их встречи, увидев в одном из альбомов на "Мосфильме" цветную фотографию с волшебными зелеными глазами.
Наумов снял Леждей в роли Риты Устинович. Василий Лановой, игравший Павла Корчагина, позже вспоминал: режиссер буквально сдувал с Эльзы пылинки, все эффектные планы доставались именно ей. Лановой даже зарекся сниматься с женами режиссеров.
Через год после выхода картины Наумов и Леждей поженились. У них родился сын Алексей. Режиссер стал для Эльзы Пигмалионом – он прорабатывал каждую ее роль до мельчайших деталей.
"Папа строил бесконечные кадры. У него был стол с большим количеством раскадровок, потом он делал некоторое подобие теневого театра, двигал такие картонные фигурки. И папа с мамой собственно говоря действовали вдвоем", – вспоминал их сын Владимир Наумов-младший.
В фильме "Ветер" она сыграла проститутку Мари, которая полюбила комсомольца. Эта работа стала жемчужиной в фильмографии актрисы. Супруги так тщательно работали над образом, что он стал лучшим из всего, что сыграла Леждей за всю жизнь.
Но были в этом браке и свои трещины. Наумов был эмоционален, порой жесток.
"Он был экспрессивен и дома, и в рабочем процессе. Но в рабочем процессе это было жестче, а дома более сдержанно", – вспоминал сын.
У режиссера были интрижки на стороне. До поры до времени Эльза терпела .
Роковые "Хоккеисты"
В 1964 году на съемках спортивной драмы "Хоккеисты" партнером Эльзы стал Вячеслав Шалевич – красавец, любимец женщин, в зените славы. Он переживал болезненный развод, был подавлен и равнодушен.
"Как человек не умеющий лгать, не умеющий притворяться, она разрушила свою семью", – скажут потом знавшие ее люди.
Эльза окружила Шалевича заботой, дарила подарки. Постепенно между ними вспыхнул роман. Приехав со съемок, актриса объявила Наумову о своем уходе.
"Бабушка ушла от него. И это был для него удар, что она приняла это решение и не стала сомневаться или тянуть. Эта пара разошлась раз и навсегда, без всяких сожалений с ее стороны – это уж точно", – вспоминал много лет спустя внук Владимир Наумов-младший.
Эльза ушла из четырехкомнатной квартиры в коммуналку. Наумов страшно переживал, даже заболел туберкулезом, что было чисто психосоматикой.
"Хороший момент в ее жизни был, когда ей выдали квартиру на Воротниковском – трехкомнатную с большой гостиной, со сталинским балконом", – радовались за нее близкие.
А Эльза жила с Шалевичем, не расписываясь.
Вячеслав Шалевич позже рассказывал: "Эльза приняла в моей жизни участие, как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет".
Но этот союз тоже оказался недолговечен. Шалевич, любвеобильный по натуре, не сделал Эльзе предложения и ушел к другой женщине. Говорили, что актриса даже ходила бить окна в доме соперницы – настолько ей было больно.
Короткий роман с художником
После Шалевича у Эльзы был еще один роман с талантливым художником Борисом Мессерером. Они познакомились, когда выгуливали собак.
Но художник ушел к Ахмадулиной.
Тот, кто стоил всего
Впервые они встретились в 1957 году на съемках фильма "Шторм". Возник легкий флирт, и ничего больше. Тогда они прошли мимо друг друга.
Через четырнадцать лет, в 1971 году, на съемках советско-монгольской драмы "Слушайте, на той стороне" судьба свела их снова. Всеволод Сафонов – звезда "Белорусского вокзала", красавец с выразительными глазами переживал тяжелейший период. Жена Валерия Рублева, устав от его пьяных загулов, подала на развод. Актера почти не снимали, он топил горе в бутылке.
"Единственная подруга, которая не предала – бутылка", – горько шутил Сафонов.
Эльза поняла, что перед ней сломленный, но по-прежнему прекрасный человек.
Большим недостатком Сафонова было то, что он страшно пил. Эльзе пришлось поставить перед артистом ультиматум.
"Мы будем вместе только при условии, если ты бросишь пить", – ответила она на его предложение.
И он бросил. Ради нее. Раз и навсегда.
"Эльза вернула меня к жизни", — признавался Всеволод друзьям.
"Не встреть Леждей, неизвестно, сколько бы он вообще лет прожил таким образом жизни", — говорили знакомые.
Они поженились и прожили вместе двадцать один год. Это были годы, в течение которых Эльза превратилась из взрывной и несдержанной женщины в мягкую и преданную жену. Сафонов буквально расцвел рядом с ней.
"Для Всеволода она была авторитетом. Очень-очень любил маму, очень любил – это было вообще видно", – говорил сын Алексей.
С одной стороны, они были очень разными, чуть ли не противоположностями, а с другой – дополняли друг друга.
Эльза прекрасно готовила, делала блинные пироги из пятидесяти блинов с прослойками. Вязала безумно красивые шарфики и свитерочки. Читала русскую историю, изучала Ключевского.
В их доме, сделанном ее руками, царили уют и покой.
"После того как она вышла замуж за Сафонова, она изменилась. Она стала более спокойной, уравновешенной. Какая-то уютная, домашняя", — говорили друзья.
Даже на съемочной площадке Эльза излучала уют.
"Она читала, не тратила время зря на какие-то разговоры. Все время либо читала, либо сидела и вязала, и вязала безумно красиво – шарфики, свитерочки какие-то. А сама она слушала сцены, все время находилась на площадке", — вспоминали коллеги.
Роль, которая стала проклятием
В 1971 году, в год знакомства с Сафоновым, в жизни Эльзы Леждей начался новый этап. На экраны вышла первая серия телефильма "Следствие ведут знатоки". Ей досталась роль эксперта-криминалиста Зинаиды Кибрит.
Изначально на эту роль планировалась другая актриса – Антоненко-Луконина, но она попросила перенести съемки из-за приближающихся родов. График был жестким, пришлось отказать. Началась паника: где найти красивую, обаятельную и профессиональную актрису на роль эксперта Кибрит?
"Мы ждали звезду, ждали очень известную актрису. Но пришла скромная женщина в свитерочке, которую не видно и не слышно было. Но она была такой потрясающей красоты. Таинственная женщина с загадочными, чуть прищуренными глазами. И она просто вписалась в нашу историю", – вспоминали создатели фильма.
Изначально планировалось снять один фильм. Но проект стал настолько популярным, что превратился в долгоиграющий многосерийный фильм. За период с 1971 по 1989 год вышло 22 фильма.
Эльза с коллегами ездила на Петровку, бывала в криминалистической лаборатории, общалась с экспертами, присутствовала на обысках, ездила на задержания.
Зрители полюбили знатоков так сильно, что многие были уверены: актриса имеет самое прямое отношение к милиции, а в кино снимается в свободное время. Настолько убедительной она была в этой роли.
Но играть одну роль десятилетиями всегда тяжело. А уж если в этой роли нет развития и интересных деталей — тем более.
"Одно и то же, одно и то же. Сидят в кабинете, что-то рассматривают . Актерски это безумно скучно. Все время думали о том, как бы наполнить роль эмоционально, чтобы было что играть. Ей нечего было играть как актрисе. Вот это ее удручало. Это я помню. Но она умная женщина была, каким-то образом находила решение", – вспоминал сын.
Действительно, роль Зиночки Кибрит стала для Леждей роковой. Режиссеры теперь ассоциировали ее только с этим образом и перестали приглашать на другие роли.
Фильм "Следствие ведут знатоки" стал для Леждей и спасательным кругом, и якорем, который впоследствии не давал ей сойти с места. Этот проект был бесконечно долгоиграющий. И это испортило ее актерскую судьбу.
Сын и отчим
Когда в доме Леждей появился Всеволод Сафонов, ее сыну Алексею было 11 лет. У мальчика как раз начался трудный переходный возраст.
"Алексею было одиннадцать, когда в доме появился Сафонов – непростой возраст для мальчика, у которого уже был отец. Отчим пытался воспитывать пасынка, контролировать его, а подросток не желал подчиняться. Конфликт поколений – история вечная", – объясняли близкие.
Свой бунт мальчик выражал по-своему. Эльза обожала детективы, а сын читал их еще быстрее. И когда мать, по его мнению, несправедливо его наказывала, Алексей мстил изощренно: карандашом на первой странице нового детектива писал, кто убийца. Мама выдерживала неделю молчания, а потом все равно прощала.
Маленького Алешу можно увидеть в одной из серий телефильма "Следствие ведут знатоки".
Стать артистом сын не захотел, да и вряд ли Эльза желала сыну актерского будущего. Она знала, каким жестоким бывает кино.
Когда рушится мир
В конце 1980-х у Сафонова начались проблемы со здоровьем. Он забывал текст в кадре, вешал листочки со словами на ручку двери.
Врачи диагностировали рак легких. Эльза узнала от врачей, но делала вид, что ничего не знает. Муж до последнего скрывал от нее свой диагноз, и она героически поддерживала эту игру.
6 июля 1992 года Всеволода Сафонова не стало. Ему было всего 66 лет.
"Мама держалась героически. Они прожили вместе двадцать один год – тихо, без публичности. После его смерти она перестала сниматься, ушла из театра, прекратила общаться с коллегами и друзьями. Это была страшная травма, но переживала она молча. При мне – никогда", – вспоминал Алексей.
Девять лет одиночества
После похорон Эльза Леждей словно ушла из жизни, оставаясь при этом живой.
"Она и так-то не была общительная, а тут просто вот она обрубила все в один момент. Она ни с кем не общалась, не выходила на связь", – рассказывали друзья.
Георгий Мартынюк, ее партнер по "Знатокам", пытался дозвониться, но чувствовал, что Эльза отдаляется, не хочет общаться.
Леонид Каневский запомнил их последний разговор:
"Она сказала: "Я прощаюсь с тобой, Лева. Ты должен видеть красивых, ярких, талантливых женщин. Оставайся с ними". Так мы и попрощались".
Последним фильмом для Эльзы Леждей стала картина Леонида Кулагина "Волчицы", которая вышла на экраны в то же 1992 году.
"Я рад, что она вышла и снялась в этой картине. И все-таки в такой ситуации, когда ты теряешь любимого человека, очень важно не уходить в самого себя", – говорил режиссер.
Но Эльза ушла. Глубоко и, казалось, навсегда.
После смерти мужа она замкнулась в московской квартире на Воротниковском переулке.
"Она практически не играла в Театре киноактера. Когда она уже не работала, она жила на пенсию, на помощь папы и помощь гильдии актеров. Но мне кажется, она чуть обижалась из-за того, как вообще сложилась карьера. Вышла на пенсию она в 1990 году и жила на свою мизерную пенсию", – вспоминал сын.
Эльза не была одинока в прямом смысле – у нее был узкий круг очень близких друзей.
Но после Всеволода жизнь словно потеряла краски.
"Жизнь маму не радовала, но сказать, что она опустила руки – нет. Весело ей не было, но она жила", – вспоминал Алексей.
Эльза пыталась писать мемуары о детстве, начала сценарий – но ничего не закончила. Силы уходили.
Последнее интервью
В феврале 1998 года, накануне 65-летнего юбилея, ей позвонили из "Комсомольской правды".
"Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..."
И заплакала.
Несколько лет Эльза Ивановна страдала от тяжелого заболевания.
"Когда она ушла, все говорили: больны они были одним – раком легких. Удивительно фатально", – вспоминали знакомые.
Но сын это отрицал:
"У мамы не было онкологии. Я читаю эти версии с удивлением. У нее была астма – тяжелая, долгая. А астма – это сердце..."
Эльза Ивановна Леждей скончалась ночью 12 июня 2001 года от острой сердечной недостаточности. Ей было 68 лет. Она пережила любимого мужа ровно на девять лет.
Прощание
Хоронили актрису скромно, без гражданской панихиды. Она сама успела попросить об этом.
"Она была категорически против прощальных церемоний и ритуалов", — объяснял сын.
Прощались с ней в церкви, которую восстанавливал Александр Абдулов. Присутствовало человек семьдесят пять. Среди них был Владимир Наумов – муж, от которого она ушла почти сорок лет назад.
Похоронена Эльза Леждей на Хованском кладбище в Москве, на 11 участке. Рядом с матерью и с тем, кого любила больше всего на свете – с Всеволодом Сафоновым.
Даже после смерти она не хотела шума и внимания. Для нее было важнее остаться в памяти близких.
И в памяти миллионов зрителей она осталась навсегда Зиночкой Кибрит с волшебными зелеными глазами, загадочным взглядом и родинкой на щеке.
Женщиной, которая могла сыграть сотни ролей. Но сыграла одну – и отдала за нее всю карьеру.
Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю добра, мирного неба над головой, семейного счастья. С уважением к вам.