Зима в нашей стране всегда приходит неожиданно, причем не только для коммунальных служб, но и для автопроизводителей. Мы привыкли думать, что отечественный автомобиль создается именно для наших суровых условий. Мол, «китаец» может не завестись, у «европейца» заглючит нежная электроника, а наша родная «Лада» обязана работать в любой мороз, ведь это ее стихия. Люди платят два с лишним миллиона рублей за новую Весту именно с этой мыслью. Они хотят получить уверенность, что утром сядут в теплую машину и поедут по делам, а не будут танцевать с бубном вокруг замерзшего куска железа.
Однако реальность последнего времени показывает нам совсем другую картинку, которая больше похожа на злую иронию. Мой хороший знакомый, назовем его Дмитрием, попал в ситуацию, которую врагу не пожелаешь. В 2024 году он приобрел себе новенькую Lada Vesta NG в кузове универсал. Человек он семейный, машина нужна каждый день, поэтому выбор пал на новый автомобиль с гарантией. Логика была железная: три года я буду ездить и менять только масло, а если что-то сломается, то дилер все исправит бесплатно.
Пробег на одометре едва перевалил за 12 тысяч километров. Машина, по сути, только прошла обкатку. И вот ударили те самые первые морозы, столбик термометра опустился до минус 30 градусов. Дмитрий, как обычно, запустил двигатель с автозапуска, чтобы прогреть салон перед поездкой с детьми в школу. Через пятнадцать минут он вышел из дома, открыл дверь и понял, что внутри так же холодно, как и на улице. Двигатель работал, температура охлаждающей жидкости была в норме, но из дефлекторов не дуло ничем. В салоне стояла гробовая тишина.
Вентилятор отопителя просто отказался включаться. Дмитрий попытался покрутить ручки климат-контроля, перезапустил двигатель, даже скинул клемму аккумулятора. Ничего не помогло. «Печка» умерла. Ехать в машине, в которой минус 30, невозможно физически. Стекла моментально запотевают и замерзают изнутри от дыхания, а через пять минут езды руки коченеют даже в перчатках.
Естественно, первым делом он позвонил официальному дилеру. Машина ведь на гарантии, это же флагман нашего автопрома! И вот тут его ждал настоящий удар, который оказался болезненнее самого мороза. Девушка на том конце провода спокойным, даже уставшим голосом сообщила, что ближайшая запись на диагностику и ремонт возможна только через три недели.
Дмитрий сначала подумал, что ослышался. Он начал объяснять, что машина не едет, что это аварийная ситуация, что на улице экстремальный мороз. Но ответ был стандартным и безжалостным. Все подъемники заняты, электрики расписаны по минутам, вы не один такой. Оказалось, что сервисные зоны дилеров сейчас напоминают полевой госпиталь во время масштабного сражения. Лады дилерам на ремонт везут пачками.
Ситуация складывается парадоксальная. Вы покупаете новый автомобиль, чтобы быть мобильным и независимым. Вы переплачиваете за гарантию, проходя дорогие ТО у официалов. А когда наступает критический момент, вам говорят: «Походите три недели пешком». В минус 30. С детьми. Дилер не может предложить подменный автомобиль, потому что их либо нет, либо они тоже сломаны или заняты.
Дмитрий начал обзванивать других дилеров в городе. Везде ситуация была как под копирку. Где-то запись через две недели, где-то через месяц. Причина такого коллапса кроется не в лени механиков, а в качестве комплектующих, из которых теперь собирают наши машины. Импортозамещение, о котором так громко кричали, на деле обернулось установкой деталей от неизвестных китайских или локальных поставщиков, качество которых никто толком не проверял ресурсом.
В случае с Вестой NG проблема с печкой - это не единичный глюк. Это может быть выход из строя самого моторчика вентилятора, который теперь ставят китайский, или, что еще хуже, отказ резистора (регулятора оборотов). Также часто встречаются глюки самого блока климат-контроля, который просто перестает подавать питание на вентилятор. Раньше, во времена сотрудничества с Renault, такие узлы ходили годами и не вызывали вопросов. Теперь же это лотерея.
В итоге Дмитрий встал перед выбором. Либо ждать три недели, заморозив машину и свою жизнь, либо ехать в обычный сервис и чинить за свои деньги, рискуя гарантией. Естественно, он выбрал второй вариант, потому что машина нужна здесь и сейчас.
В частном сервисе, который специализируется на Вестах, мастер только усмехнулся. Сказал, что Дмитрий уже пятый за утро с такой проблемой. Оказалось, что «умер» именно регулятор оборотов печки. Деталь копеечная по меркам стоимости машины, но из-за нее автомобиль превращается в недвижимость. Запчасть нашли в наличии в магазине (китайский аналог, так как оригинала не было), поменяли за пару часов. Цена вопроса вместе с работой составила около семи тысяч рублей.
Семь тысяч рублей из своего кармана за ремонт новой машины, которая на гарантии. Просто потому, что официальный сервис не может обеспечить оперативность. Дмитрий сохранил чеки и старую запчасть, но надежды на то, что дилер компенсирует эти расходы, практически нет. Они найдут тысячу причин отказать, сославшись на то, что ремонт был произведен не уполномоченным лицом.
Мы получили автомобиль по цене иномарки, но с сервисом и надежностью «Жигулей» из девяностых. Только тогда запчасти стоили копейки, и починиться можно было в любом гараже за бутылку. А сейчас запчасти стоят как на боинг, а доступ к электронике требует сканеров и прошивок.
Самое страшное, что завод продолжает отчитываться о рекордах производства, повышает цены каждые пару месяцев, но совершенно не думает о том, как обслуживать эту армаду сырых автомобилей. Дилеры захлебываются. Склады запчастей пусты или забиты неликвидом. А владельцы остаются один на один со своими проблемами в тридцатиградусный мороз.
Получается, что гарантия на Ладу сегодня - это фикция. Это бумага, которой можно согреться, если сжечь ее в салоне замерзшей машины. Реальной защиты потребителя нет. Если у вас сломается что-то серьезное, вы встанете в очередь на месяц. И ладно если это случится летом. А зимой отказ печки - это прямая угроза здоровью.
Многие сейчас скажут, что надо было брать китайца или подержанного японца. Но ведь люди верили, что Веста - это наш, проверенный продукт. Оказалось, что от проверенного там осталось только название да кузовные панели. Внутрянка теперь - это винегрет из того, что удалось достать. И как этот винегрет переваривает наши морозы, мы видим на примере Дмитрия и очередей в сервисы.
Теперь Дмитрий возит с собой теплую одежду и валенки в багажнике. Уверенности в том, что завтра машина запустится и согреет, у него больше нет. Зато есть кредит на пять лет и четкое понимание того, что спасение замерзающих - дело рук самих замерзающих.
А вы готовы ждать ремонта новой машины по три недели, или считаете, что дилер обязан решать такие вопросы в день обращения?