Шведский спортсмен, установивший четыре мировых рекорда в 2025 году, рассказал о своих планах на новый сезон.
Автору «РосБалта» довелось поучаствовать в коллективном интервью, которое спортивные журналисты из нескольких стран взяли в первые дни нового года у прыгуна с шестом Армана Дюплантиса, признанного лучшим спортсменом прошлого года.
26-летний шведский прыгун с шестом, установивший четыре мировых рекорда в 2025 году, рассказал о своих планах на сезон 2026 года, преданности семье, предстоящей свадьбе и мечте стать замечательным отцом, а главное — как искать мотивацию заниматься одной и той же монотонной деятельностью.
— Когда вы в 14-й раз в своей карьере установили рекорд в Токио, вы не были так уверены, что сможете преодолеть планку в 6,30 м, но это удалось. Что именно произошло?
— Ну, это были очень долгие и утомительные соревнования, я бы сказал. И, знаете, обычно такие соревнования для нас длятся более трех часов. А в прошлом году было особенно сложно, потому что мне противостоял Эммануил Каралис, греческий прыгун. Он прыгал так хорошо и поднимался все выше и выше. У меня никогда не было никого, кто бы так сильно меня подталкивал и прыгал так долго. И мне пришлось выложиться на полную. Мне пришлось действительно найти в себе дополнительные силы, потому что к концу я немного устал. Думаю, в последней попытке я действительно выложился на полную и сделал все, что мог.
— Второй год подряд вы становитесь не только чемпионом по легкой атлетике, но и лучшим атлетом в мировом спорте. Что это значит для вас?
— Честно говоря, это невероятно. Я всегда стараюсь быть лучшей версией себя. С самого детства, с трех лет, когда мы с отцом прыгали на заднем дворе дома моих родителей, у меня были огромные мечты о том, что когда-нибудь я стану лучшим в мире и смогу раздвинуть границы возможного в нашем спорте. Я никогда не думал, что все это произойдет, и никогда не думал, что смогу выиграть такие невероятные титулы и награды. Но я очень благодарен за это. Просто признателен, честно.
— Когда-то Сергей Бубка первым прыгнул на 6 метров, и это казалось фантастикой. Теперь, когда вы достигли отметки 6,30 м, что дальше? 6,40?
— Да, думаю, это произойдет. Вероятно, потребуется несколько шагов, чтобы достичь 6,40 м. Но я думаю, что определенно на пути к этому. Это не произойдет автоматически, волшебным образом. Вероятно, даже не в этом году. Но это то, что мне по силам на протяжении моей карьеры. Посмотрим. Я не заглядываю так далеко в будущее, я думаю об одном сезоне за раз. Сейчас у меня начинается зимнее соревнование, в конце февраля. У меня будет короткий и насыщенный сезон из трех соревнований в помещении. И для меня это единственное, о чем я беспокоюсь и на чем сосредоточен. А дальше я просто буду двигаться вперед, шаг за шагом.
— До сих пор вы использовали шест длиной 5,20 м. Как вы думаете, чтобы прыгнуть на 6,40 м, вам нужно использовать шест длиной около 5,25 м для более надежного хвата, или вашего нынешнего шеста достаточно?
— Возможно. Возможно, мне понадобится шест на несколько сантиметров выше и немного жестче. Но для этого мне потребуется кое-что изменить, например, увеличить скорость, повысить эффективность передачи энергии от разбега к отталкиванию и, в общем, такие мелочи. Самое важное — это постараться вложить как можно больше энергии в шесты и в отталкивание. Это позволит мне держать шесты немного выше или использовать более жесткие шесты. А это, в свою очередь, подбросит меня выше в воздух.
— Вы завоевали две золотые олимпийские медали, и есть еще две Олимпиады, на которые вы можете претендовать. Что вы думаете о том, чтобы стать первым прыгуном с шестом, выигравшим четыре олимпийских титула подряд?
— Это было бы потрясающе, и я определенно думаю, что это возможно. Хотя, как мне кажется, нужно двигаться шаг за шагом. Думаю, это естественно и является лучшим подходом. Конечно, я бы очень хотел выиграть четыре или пять Олимпиад. Я бы хотел выиграть как можно больше, пока я продолжаю прыгать на очень высоком уровне и получаю от этого удовольствие. Но сейчас, думаю, впереди нас ждет, конечно же, Лос-Анджелес. И к этой Олимпиаде я определенно должен хорошо подготовиться и быть готовым к тому, чтобы обязательно победить.
— Если бы вам пришлось выбрать лучшего спортсмена 2025 года, помимо себя, кого бы вы выбрали?
— Карлос Алькарас, возможно. Либо он, либо Янник Синнер. Раньше я не так много смотрел теннис, но в прошлом году стал интересоваться им чаще. Поэтому мне очень понравилось наблюдать, как эти двое сражаются друг с другом весь день, каждый день. Это тоже было одним из моих любимых моментов года. Я бы проголосовал за Алькараса. Он потрясающий парень и невероятный теннисист. Мне нравится наблюдать за его восхождением.
— Ваш вид спорта требует постоянного развития. Изучает ли ваша команда какие-либо технические аспекты или особенности оборудования, чтобы освоить новые техники?
— Честно говоря, я не большой перфекционист. Конечно, я очень люблю соревноваться. Но я совсем не перфекционист. Я реалист и понимаю, что совершенство — это не совсем реалистичная вещь, когда дело касается прыжков с шестом, да и, наверное, любого другого вида спорта, потому что всегда есть что-то, что можно улучшить. И в этом вся прелесть.
Что касается оборудования, я бы сказал, что оборудование, на котором мы прыгаем, и все остальное уже довольно давно практически не изменялось. Сама палка практически не менялась в наше время. То есть, почти последние 40 лет используется один и тот же материал. Сейчас экспериментируют с палками из углеродного волокна, которые я лично не использую, но у меня палки той же марки и из того же материала, что и у Сергея Бубки в 1990-х. Я обсуждал возможность сделать их максимально эффективными.
— Что вы планируете дальше — в спорте и жизни?
— Я стараюсь получать как можно больше удовольствия от спортивной карьеры, максимально использовать свои возможности, пока я молод, быстр и силен физически, прежде чем мое тело начнет меня подводить. Поэтому я просто стремлюсь наслаждаться этим как можно больше сейчас. И, знаете, в этом году я собираюсь жениться, что в целом станет большим изменением в моей жизни. Так что я делаю этот следующий шаг. А потом, конечно, надеюсь, в будущем, заведу детей. Я больше думаю об этих вещах лично, чем о чем-либо, что я буду делать после завершения спортивной карьеры.
— Прыжки с шестом сами по себе — это монотонное занятие. Так как же вы находите мотивацию, страсть, чтобы делать это снова и снова и не скучать?
— Ну, это повторяется, но практически невозможно, чтобы один прыжок был таким же, как следующий. Потому что это еще и очень физически сложно. Я чувствую, что всегда стараюсь выжать из одного прыжка немного больше, добавить энергии в следующий и сделать его немного лучше. Конечно, хочется иметь определенную стабильность, ритм и схожее время между прыжками, но я чувствую, что всегда стараюсь это улучшить. Поэтому, я думаю, мотивация остается только от самого процесса. Всегда есть лучший прыжок, который можно сделать, или немного увеличить скорость, или добавить больше энергии. Так что я чувствую, что сам путь, погоня и постоянное стремление к максимальному совершенству и лучшему прыжку — вот что заставляет меня двигаться вперед.
— В одном из интервью вы сказали, что у вас не было прыжка, который бы казался вам идеальным. Это так?
— Это чистая правда. За эти годы у меня было много фантастических прыжков, за что я очень благодарен, но я думаю, что всегда есть что-то в прыжке, что, как мне кажется, можно было бы немного улучшить. Ничто никогда не будет идеально, нужно просто приспосабливаться к тому, что преподносит прыжок.
— Каков ваш совет молодому поколению?
— Я бы сказал, что самое важное — следовать своей страсти. Следуйте тому, что любите, и тому, в чем хотите преуспеть. Думаю, это самое главное, потому что именно это будет вас мотивировать. Просто прислушивайтесь к себе и к своему сердцу, к тому, что оно вам подсказывает и куда ведет. Следуйте за этим горящим огнем внутри вас, каким бы он ни был, потому что вы не сможете заставить его. Будут трудные дни, и будут дни, когда вам не обязательно захочется делать то, что вы делаете. Но пока у вас есть настоящая страсть, огонь и жгучее желание преуспеть в этом, тогда у вас все получится.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», спортивный обозреватель, руководитель Спортивной редакции «МОСКВА МЕДИА», доцент Финансового университета