Найти в Дзене

Первые грузовики

Были времена, когда появление автомобиля на городской улице обращало на себя всеобщее внимание, вызывало удивление, быть может, раздражение и даже страх попасть под колёса «железного коня». Наверное, именно такие чувства испытывали жители Сергиевского посада в конце XIX — начале XX столетий, когда по центральной улице с шумом проносился неведомо откуда взявшийся «мотор». Когда же в нашем городе появились первые автомобили? Обнаруженные в одном из архивов документы позволяют предположить, что это произошло в 1910 году, когда «грузовые извозопромышленники», то есть конные возчики грузов, пожаловались городскому старосте (так в начале XX века называли главу городского общественного самоуправления), что их заработок подрывает неожиданная конкуренция со стороны двух грузовых автомобилей, на которых перевозят грузы с железнодорожной станции в торговые ряды и в дома частных лиц. Выяснилось, что автомобили немецкого производства с московскими номерами 12 и 341 принадлежат гражданке Посада Соф

Из истории автомобильного движения в Сергиевом Посаде

Были времена, когда появление автомобиля на городской улице обращало на себя всеобщее внимание, вызывало удивление, быть может, раздражение и даже страх попасть под колёса «железного коня». Наверное, именно такие чувства испытывали жители Сергиевского посада в конце XIX — начале XX столетий, когда по центральной улице с шумом проносился неведомо откуда взявшийся «мотор». Когда же в нашем городе появились первые автомобили?

Обнаруженные в одном из архивов документы позволяют предположить, что это произошло в 1910 году, когда «грузовые извозопромышленники», то есть конные возчики грузов, пожаловались городскому старосте (так в начале XX века называли главу городского общественного самоуправления), что их заработок подрывает неожиданная конкуренция со стороны двух грузовых автомобилей, на которых перевозят грузы с железнодорожной станции в торговые ряды и в дома частных лиц.

Выяснилось, что автомобили немецкого производства с московскими номерами 12 и 341 принадлежат гражданке Посада Софии Иосифовне Янковской. Управляют же ими её доверенные лица: штабс-капитан Николай Болтин и уроженец города Ченстохова Болеслав Войцеховский. Выяснилось также, что фирма Янковской не имеет разрешения властей и не обложена соответствующим налогом в пользу городской казны.

Чтобы утрясти этот вопрос, староста Посада купец Михаил Алексеевич Сычёв с двумя помощниками и местный полицмейстер были приглашены владелицей фирмы на освящение помещения, вероятно, гаража. Вслед за освящением гостей пригласили «откушать хлеба-соли». Здесь, за столом, полицмейстер заявил о своём сочувствии и покровительстве предприятию и попросил своих подчинённых оказывать фирме Янковской всевозможное содействие. Тут кто-то из двух шофёров, вероятно под влиянием «хлеба-соли», сказал: «Значит, можно задавить двух-трёх человек — это не беда». Эта неосторожно брошенная фраза окончательно определила отношение городских властей к автомобильному предприятию. Староста и его помощники покинули застолье, заявив, что не могут сочувствовать предприятию «при котором будут давить людей».

О происшедшем за столом у Янковской староста немедленно доложил московскому губернатору, обвинив подчинённого тому полицмейстера в том, что интересы частных лиц полицмейстер явно предпочитает интересам города вопреки своей должности. Попытки шофёров задним числом получить у старосты разрешения на вождение автомобилей по Посаду не увенчались успехом. В конце концов полицмейстер сообщил старосте, что «работа и езда грузовозов-автомобилей Янковской» по Посаду запрещена. Конные извозопромышленники торжествовали.

Так, едва начавшись, завершилась работа первого автомобильного предприятия в Сергиевском посаде. Кто знает, если бы не стремление фирмы уклониться от налогообложения за спиной полицмейстера и опрометчиво брошенная одним из шофёров нелепая фраза — автомобили Софии Янковской, быть может, стали бы главным перевозчиком грузов в Посаде.

Константин Филимонов