Найти в Дзене
sevprostor

Удивительное: как оленеводы 9 тыс оленей через Белое море переправляли

Коми-ижемские оленеводы из-за нехватки пастбищ в конце 19 века были вынуждены перебраться из окрестностей Печоры на Кольский полуостров. В связи с этим возникает вопрос, а как их вообще везли, эти стада, со стороны Канина (или Мезени) на Кольский? Причем не пару оленей, а для начала как минимум: стадо в 9000 голов! Там ведь море преодолеть надо: Казалось бы, олени умеют плавать. Причем, на довольно большие расстояния. Например, с Вайгача на Югорский полуостров ненцы перегоняли оленей вплавь, через пролив Югорский Шар. Минимальная ширина пролива от 2,5 км, но причалить не везде можно из-за скал. Так что самое узкое место, которое можно преодолеть вплавь, что-то около 4-х км. Мы его когда-то преодолевали на байдарке, дождавшись хорошей погоды. Боялись не только возможного ухудшения погоды и ветра, но и морских течений заодно, но оказалось, что ничего там страшного в штиль нет. Так что и олени вполне могли все это переплыть.  Что касается Кольского, то попасть туда можно по «Горлу Белого

Коми-ижемские оленеводы из-за нехватки пастбищ в конце 19 века были вынуждены перебраться из окрестностей Печоры на Кольский полуостров.

В связи с этим возникает вопрос, а как их вообще везли, эти стада, со стороны Канина (или Мезени) на Кольский? Причем не пару оленей, а для начала как минимум: стадо в 9000 голов! Там ведь море преодолеть надо:

Казалось бы, олени умеют плавать. Причем, на довольно большие расстояния. Например, с Вайгача на Югорский полуостров ненцы перегоняли оленей вплавь, через пролив Югорский Шар.

Минимальная ширина пролива от 2,5 км, но причалить не везде можно из-за скал. Так что самое узкое место, которое можно преодолеть вплавь, что-то около 4-х км.

Мы его когда-то преодолевали на байдарке, дождавшись хорошей погоды. Боялись не только возможного ухудшения погоды и ветра, но и морских течений заодно, но оказалось, что ничего там страшного в штиль нет. Так что и олени вполне могли все это переплыть. 

Пример, как олени хорошо плавают. Тут на фото переправа оленей с острова Вайгач на побережье (Югорский полуостров), 1914 год. Правда, расстояние которое они могут переплыть, составляет всего 10-12 км. Так что не любые проливы они преодолеют)
Пример, как олени хорошо плавают. Тут на фото переправа оленей с острова Вайгач на побережье (Югорский полуостров), 1914 год. Правда, расстояние которое они могут переплыть, составляет всего 10-12 км. Так что не любые проливы они преодолеют)

Что касается Кольского, то попасть туда можно по «Горлу Белого моря» — проливу, соединяющему Терский Берег Кольского и полуостров Канин (куда могли пешком прийти коми-ижемцы с оленями).

Однако ширина его в узком месте около 50 км и вряд ли олени его преодолеют вплавь, тем более, что там уже течения посильнее будут, и больше шансов на то, что погода успеет испортиться, пока ты плывешь

Да и вообще олень с таким расстоянием не справится. Он может проплыть всего 10-12 км.

По льду через Горло Белого моря вряд ли перейдешь, он, там, кажется, не встает на всем протяжении пролива, да так, чтобы можно было безбоязненно пешком пройти.

Так что остается перевозка оленей на судах? Сложновато и дороговато, оленей ведь много нужно перекинуть: тысячи голов.

Ответ оказался не самым тривиальным. Поступили оленеводы так:

В 1883 году группа семей (Рочевы, Терентьевы и др.) с оленьим стадом в 9000 голов отправилась вдоль побережья на запад.
Весной 1884 они достигли Кандалакшского залива и по льду переправились на Кольский полуостров.


Основатели с. Ивановка (с 1932 Чальмны-Варрэ) коми-ижемцы Артиевы — Иван Григорьевич (справа) и его сын, Иван Иванович. 1929 г. Фото В. Чарнолуского. Из кн.: Чарнолуский В. В. В краю летучего камня
Основатели с. Ивановка (с 1932 Чальмны-Варрэ) коми-ижемцы Артиевы — Иван Григорьевич (справа) и его сын, Иван Иванович. 1929 г. Фото В. Чарнолуского. Из кн.: Чарнолуский В. В. В краю летучего камня

Чтобы попасть к Кандалакшскому заливу, надо обойти половину Белого моря. Неплохой такой сухопутный маршрут выходит. Потому он сразу в голову мне и не пришел, что тут получается такой огромный обход. Но, видимо, других вариантов у оленеводов не было, а этот действительно оказался эффективным.

Ну а переправляли оленей не вплавь, а по льду, в том месте Белого моря, где лед с гарантией зимой может встать крепче всего.

-4

Вот такие подробности можно почитать об этом переселении:

Первыми осваивать новые земли, сознательно пойдя на риск, поехали владельцы крупных оленьих стад Поликарп Рочев (распространенная фамилия, переносное — «родом из русских»), Иван Терентьев с братьями Мартыном и Арсением, Степан Филиппов, Федор Канев, Тимофей Чупров и ненец Ананий Хатанзей.
После тщательной подготовки осенью 1883 несколько тяжело нагруженных санных обозов из 6–7 нарт, сопровождаемых оленьим стадом в 9000 голов, двинулись вдоль морского побережья на запад, на Мурман. Весной 1884 года, достигнув Кандалакшского залива, по ненадежному льду переправились на Кольский п‑ов.
Зимой 1886–1887 коми-ижемцы добрались до древнего саамского погоста Ловозеро. Найдя, что Ловозерские тундры самые лучшие места для разведения оленей, решили отстоять их за собой.
Не имея увольнения из своего общества, юридических оснований и разрешения властей для поселения в пределах Кольского уезда, согласия саамов на прием в их погосты (саамы жаловались, что стада ижемцев выбивают ягель и что ижемцы убивают лопарских оленей или уводят их в свои стада), владельцы огромных стад не жалели денег на подкуп должностных лиц, добиваясь приговора сельских сходов на прием в члены их общества.

...

Тем не менее, коми-ижемцы смогли преодолеть все препятствия со стороны саамов, и закрепились на Кольском, отжав у местных их пастбища. Но это уже другая история, которую надо рассказывать отдельно.