Найти в Дзене

Погоны не спасли от любви: 5 историй, когда следователи и надзиратели ломали свои судьбы, спасая преступников

Любовь зла, полюбишь и козла. Поговорка старая, всем известная. Но что если «козёл» не метафора, а вполне конкретный преступник или мошенница с десятком судимостей? Оказывается, даже следователи и офицеры спецслужб не застрахованы от этой напасти. Сегодня для вас пять историй, разделённые веками и континентами, которые доказывают, что форменный мундир плохая защита от стрел Амура, особенно если стрелы эти отравлены. Май 1864 года. Корабль «Грейхаунд» крадётся вдоль побережья Северной Каролины, пытаясь прорвать блокаду северян. На борту среди прочего груза находится двадцатилетняя девушка с депешами от самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Читатель, надеюсь, слышал о «Клеопатре Сецессии», как называли Изабеллу Бойд газеты того времени. К двадцати годам эта уроженка Вирджинии успела застрелить пьяного солдата-северянина, оскорбившего её матушку, отсидеть в тюрьме за шпионаж и передать генералу Стоунволу Джексону сведения, которые помогли ему выиграть кампанию в долине Шен
Оглавление

Любовь зла, полюбишь и козла. Поговорка старая, всем известная. Но что если «козёл» не метафора, а вполне конкретный преступник или мошенница с десятком судимостей?

Оказывается, даже следователи и офицеры спецслужб не застрахованы от этой напасти.

Сегодня для вас пять историй, разделённые веками и континентами, которые доказывают, что форменный мундир плохая защита от стрел Амура, особенно если стрелы эти отравлены.

Шпионка и капитан

Май 1864 года. Корабль «Грейхаунд» крадётся вдоль побережья Северной Каролины, пытаясь прорвать блокаду северян. На борту среди прочего груза находится двадцатилетняя девушка с депешами от самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации.

Читатель, надеюсь, слышал о «Клеопатре Сецессии», как называли Изабеллу Бойд газеты того времени. К двадцати годам эта уроженка Вирджинии успела застрелить пьяного солдата-северянина, оскорбившего её матушку, отсидеть в тюрьме за шпионаж и передать генералу Стоунволу Джексону сведения, которые помогли ему выиграть кампанию в долине Шенандоа.

Военный трибунал оправдал её в деле об убийстве, решив, что девушка «поступила совершенно правильно». С тех пор она и стала шпионкой.

Десятого мая «Грейхаунд» перехватили. На борт поднялся лейтенант Сэмюэл Хардинг.

Белла потом вспоминала в своих мемуарах:

«Если он чувствует всё то, что говорит, в будущем может быть полезен нам».

Холодный расчёт? Возможно. Но через два дня после знакомства лейтенант уже сделал ей предложение. Шпионка держала жениха в подвешенном состоянии, покуда не выжала из него всё что можно. Но и того, что она узнала, оказалось немало.

Капитан-конфедерат каким-то чудом бежал на берег. Хардинга обвинили в пособничестве. Белла клялась, что ничего не знает, хотя сама же побег и организовала. Лейтенанта уволили «за пренебрежение служебными обязанностями».

Двадцать пятого августа 1864 года они обвенчались в Лондоне. Свадьба шпионки Юга и офицера Севера вышла скромной, потому что денег было в обрез.

А дальше случилось что-то непонятное.

Хардинг вернулся в Штаты (то ли повидать родню, то ли, как полагают историки, с каким-то секретным поручением от жены) и его арестовали.

Что было потом, неизвестно. Одни говорят, что он умер в тюрьме, другие утверждают, что утонул при побеге, третьи вовсе сомневаются, что он погиб. Но Белла его больше не видела.

Она осталась в Лондоне, беременная, и без гроша в кармане. Написала двухтомные мемуары, пошла на сцену. Потом ещё дважды выходила замуж, и оба раза за бывших офицеров армии Союза. Словно искала в них погибшего Хардинга.

Одиннадцатого июня 1900 года Изабелла Бойд, в третьем браке миссис Хай, выступала с лекцией «Опасности шпионки» перед ветеранами Великой армии Республики, то есть перед северянами, против которых когда-то воевала. Посреди выступления у неё остановилось сердце. Ей было пятьдесят шесть. Хоронили её северяне, бывшие враги, которые несли гроб на руках.

Изабелла Бойд
Изабелла Бойд

Воровка и надзиратель

А теперь перенесёмся через океан, в город Смоленск.

Тридцатого июня 1886 года из секретной камеры Смоленского тюремного замка исчезла арестантка Софья Блювштейн. Вместе с ней исчез надзиратель унтер-офицер Пётр Михайлов. В рапорте полицмейстера было сказано:

«Вывел её из камеры, подобрав ключи, и скрылся вместе с нею».

Сонька Золотая Ручка, как её называл весь преступный мир, в свои сорок лет имела послужной список, которому позавидовал бы иной генерал. Аферы с бриллиантами, ограбление ювелира фон Меля, при котором жертву сдали в сумасшедший дом как буйнопомешанного, побег из сибирской ссылки, и это далеко не всё.

Как она охмурила Михайлова, никто не знает. Должно быть, так же, как охмуряла ювелиров и банкиров. Глаза у неё были, по свидетельству современников, бархатные, а губы умели говорить так, что мужчины сходили с ума. Надзиратель подобрал ключи от всех дверей, вывел арестантку ночью и бежал вместе с ней.

Два месяца они скрывались. Полиция шла по следу, но парочка всякий раз оказывалась на шаг впереди. Судьбоносным для беглецов стало письмо некоего московского обывателя М. В. Германа начальнику смоленской тюрьмы. Герман сообщал, что лично знаком с Сонькой и что есть все основания ждать её на Нижегородской ярмарке.

Там их и взяли.

Что сталось с Михайловым, источники молчат. Вероятно, пошёл под суд за пособничество. А Соньку отправили на остров Сахалин.

Но и там Сонька трижды пыталась бежать. После третьего раза её заковали в кандалы, которые она носила два года и восемь месяцев.

Умерла она там же, на каторжном острове, в 1902 году. Ей было пятьдесят шесть лет, как и Белле Бойд.

Софья Ивановна Блювштейн
Софья Ивановна Блювштейн

Следователь и бандит

Теперь перенесёмся в Ленинград начала девяностых.

Третьего мая 1991 года из следственного изолятора «Кресты» попытался бежать заключённый Сергей Мадуев по кличке Червонец. При себе у него оказался заряженный наган. Откуда оружие в камере смертника, следствие установило через пять месяцев.

Мадуев был не просто преступник, а, как писали газеты, «последний бандит СССР». Родился он в лагере, его мать-кореянка сидела за спекуляцию, а отец-чеченец за сопротивление депортации. С шести лет Сергей воровал, к тридцати пяти имел на счету более шестидесяти преступлений, из них не менее десяти убийств. Брали его в поезде «Москва-Ташкент».

В «Крестах» его допрашивала следственная бригада Генпрокуратуры СССР. Среди следователей была одна женщина, Наталья Воронцова. С мужем она была в разводе и воспитывала двоих детей.

Мадуев являлся на допросы в элегантных костюмах, шутил, улыбался и охотно давал показания. Он понимал, что его ждёт расстрел, и терять ему было нечего. Но где-то между протоколами и очными ставками он разглядел в следователе Воронцовой то, чего не разглядели её коллеги.

Скрытые камеры в допросной засняли поглаживания рук под столом, а потом и поцелуи. Воронцова, по её позднейшим показаниям, считала, что его «нужно спасать». Мадуев не разубеждал.

Наган она взяла в сейфе, где хранились вещественные доказательства. Вместе с ним забрала газовый пистолет и ТТ. Всё это Воронцова пронесла в «Кресты» и передала Мадуеву.

Они планировали побег при этапировании в Москву. Но что-то пошло не так, этап перенесли на день раньше, и Мадуев оказался не готов. Третьего мая он выхватил оружие, выстрелил в стену, ранил конвоира в живот. Того спасли врачи. Самого Мадуева скрутили.

Кто дал оружие, следствие установило быстро. Преступника допрашивали в тюрьме КГБ, и он, увидев запись с камер, сдал Воронцову.

«Я никогда её не любил», - заявил он следователям. - «Просто использовал».

Наталья Воронцова получила семь лет. На суде она говорила, что на Мадуева «навесили» в два раза больше преступлений, чем он совершил, что протоколы он подписывал не читая, зная, что всё равно расстреляют.

«Мне казалось, что человека нужно спасать», - повторяла она.

Мадуева в 1995 году приговорили к расстрелу, который из-за моратория заменили пожизненным. Он умер в колонии «Чёрный дельфин» в декабре 2000 года от сердечной недостаточности. Ему было сорок четыре.

Воронцова отсидела около пяти лет, вышла досрочно. Стала адвокатом, вышла замуж, уехала в Житомир. По этой истории в 1993 году сняли фильм «Тюремный романс», где Мадуева сыграл Александр Абдулов.

Советский следователь Наталья Воронцова
Советский следователь Наталья Воронцова

Переводчица и террорист

А теперь ещё более свежая история.

В январе 2014 года переводчица детройтского отделения ФБР Даниэла Грин получила новое задание: вести наблюдение за неким Денисом Касперт, бывшим немецким рэпером, который под псевдонимом Deso Dogg гастролировал когда-то с самим DMX, а теперь вербовал боевиков для группировки в Сирии.

Грин было тридцать восемь лет, она родилась в Чехословакии, выросла в Германии, получила американское гражданство через брак с военнослужащим.

Даниэлла имела допуск «совершенно секретно», а её работа состояла в том, чтобы отслеживать переписку Касперта по Skype.

Одиннадцатого июня 2014 года Грин сообщила начальству, что берёт отпуск и едет в Германию навестить родителей. Вместо этого она села на самолёт до Стамбула.

Через турецкую границу её переправили люди Касперта. Двадцать седьмого июня 2014 года Даниэла Грин и Денис Касперт заключили брак по законам боевиков. К тому моменту она была ещё замужем за американцем.

«Я была слаба и не знала, как со всем справиться», - написала она в письме неизвестному адресату. - «Я действительно всё испортила на этот раз».

Через несколько недель она одумалась.

«Я в очень суровой обстановке и не знаю, сколько здесь продержусь», - жаловалась она в другом письме. - «Я, вероятно, сяду надолго, если вернусь, но такова жизнь».

Как ей удалось выбраться с подконтрольной боевиками территории, неизвестно.

8-го августа 2014 года она вернулась в США и была тут же арестована. Даниэлла признала вину и получила два года за ложные показания. Не за измену родине, а всего лишь за враньё о поездке к родителям.

Касперта американцы пытались ликвидировать ещё в октябре 2015 года. Они объявили о его гибели, но потом выяснилось, что он выжил. Точку поставил авиаудар в январе 2018 года в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Касперту было сорок два.

Даниэла Грин
Даниэла Грин

Надзирательница и убийца

И последняя история, самая свежая из всех.

Двадцать девятое апреля 2022 года. Тюрьма округа Лодердейл, штат Алабама. Помощник директора исправительного учреждения Вики Уайт, пятьдесят шесть лет, семнадцать лет безупречной службы, выводит заключённого Кейси Уайта на «психиатрическое освидетельствование».

Освидетельствования никакого не было. Машину Вики нашли брошенной на парковке через несколько часов. Оба Уайта, они были однофамильцами, исчезли.

Кейси Уайт ждал смертной казни за убийство женщины в 2015 году. Он сам признался в преступлении, написав письмо следователю. До этого уже отбывал семьдесят пять лет за серию разбоев с погонями и перестрелками.

Вики Уайт была, по словам окружного прокурора, «самым надёжным человеком в тюрьме». Она подала документы для выхода на пенсию, и 29 апреля должно было стать её последним рабочим днём.

За одиннадцать дней до того она продала свой дом за девяносто пять тысяч долларов, хотя он стоил почти втрое дороже. Сняла со счетов девяносто тысяч наличными.

Следствие потом установило, что между августом 2021 и февралём 2022 года, пока Кейси сидел в другой тюрьме, они созванивались около тысячи раз. Шериф округа Рик Синглтон сообщил журналистам, что записи этих разговоров представляют собой «в основном телефонные любовные признания».

- Мы поедем в Теннесси, в глушь, - обещал Кейси в одной из записей. - Никогда больше не будем рядом с людьми. Любой, кто подойдёт на триста ярдов, получит пулю.

- Я уйду с шумом, - говорила коллегам Вики перед своим последним рабочим днём.

Одиннадцать дней длилась погоня. Три штата, смена машин, мотели. 9-го мая их нашли в Эвансвилле, штат Индиана. При попытке задержания Вики покончила с собой. При ней нашли четыре пистолета, винтовку AR-15 и двадцать девять тысяч наличными.

Ей было пятьдесят шесть лет, как Белле Бойд и Соньке Золотой Ручке.

Кейси и Вики Уайт. Снимок, появившийся в СМИ 29 апреля
Кейси и Вики Уайт. Снимок, появившийся в СМИ 29 апреля

*****

Вот такие они, истории о любви между теми, кто носит форму, и теми, кто сидит за решёткой. Сто шестьдесят лет разделяют шпионку Конфедерации и надзирательницу из Алабамы, но что-то в них есть общее.

Любовь зла, говорит народная мудрость. А я добавлю: особенно если козёл настоящий.