Известно, что сотрудники израильской разведки разыскивали и вывозили в свою страну нацистских преступников, виновных в военных преступлениях против евреев. В случае невозможности вывезти – ликвидировали на месте. Намного меньше известно о том, что подобные дела вершили и представители советских спецслужб. Одной из таких историй была спецоперация, которую успешно провели в Германии под руководством подполковника госбезопасности Александра Славина.
Ещё шли последние бои на улицах Берлина, а глава компартии Литовской ССР Антанас Снечкус уже собрал в своём кабинете совещание. Перед ним сидели трое: представители спецслужб генерал-лейтенант Иван Ткаченко и генерал-майор Александр Гузявичюс, а также подполковник Александр Славин – тоже чекист, только накануне прибывший с передовой.
Подполковнику было всего 29 лет. Он был евреем родом из Каунаса. Получил блестящее образование, в которое входило также знание немецкого, английского и французского языков. С тремя присутствующими литовцами его связывала многолетняя подпольная работа, которая началась ещё до 1940 года.
Снечкус объявил – принято решение о создании особой группы по поиску военных преступников. Во главе её назначается Славин. Остальные присутствующие будут его помощниками. Первым в списке поиска стоял генерал Пятрас Кубилюнас, который возглавлял при оккупантах так называемую «гражданскую администрацию». Вторым – немец Эмиль Юст – поставленный военным комендантом республики. Требовалось их отыскать и вывезти в Литву, чтобы можно было провести открытый суд. Нужно было поторопиться, пока они не перебрались в другие зоны оккупации Берлина.
Уже на следующее утро Славина с помощниками и радистом шофёр вёз в столицу Германии. Никаких «наводок» на тех, кого нужно было вывезти, не имелось. Поэтому Александр и ещё один оперативник переоделись в гражданскую одежду и просто заявились в «Союз литовцев» в Берлине. Сказали, что сбежали из Вильнюса. Их приняли. После этого оставалось только ждать появления здесь каких-то людей, которые могли бы вывести на Кубилюнаса.
И через несколько месяцев на квартире появился один из основателей «Фронта литовских активистов» – подпольной антисоветской организации под кураторством немецких спецслужб. Организацию хотя и распустили, но один из бывших руководителей вполне мог обладать ценной информацией. После его ухода чтобы не тратить лишнее время хозяек допросили. И узнали, где тот ещё мог появиться. Поставили на квартирах засады.
Антисоветский подпольщик назвал адрес, где проживал Кубилюнас. Оказалось, это в окрестностях города Любека, который вошёл в английскую зону влияния. Поэтому вывезти его было невозможно или во всяком случае – очень проблематично. Славин сообщил эту неприятную новость 1 секретарю компартии республики. Но останавливаться в своём намерении никто не собирался.
Имелся и формальный повод для ареста – перед войной генерала, как сторонника нацистских взглядов, арестовывало НКВД. Тогда в камеру к нему подсадили агента Эйдукайтиса (оперативный псевдоним «Седьмой»). Но началась война и вскоре из тюрьмы их выпустили литовские отряды боевиков.
Генерал возглавил «гражданскую администрацию» при немцах, устроив бывшего сокамерника работать в гестапо, переводчиком. Эйдукайтис 3 года без всякой связи собирал важные данные об агентах немецких спецслужб, сумел спасти нескольких схваченных патриотов. Он ждал и был уверен, что свои вернуться. Как только Каунас освободила Красная Армия, он пришёл с повинной в КГБ и рассказал обо всех, кто сотрудничал с немцами. А затем продолжил работу уже как агент советской спецслужбы.
Его Кубилюнас знал лично и мог доверять, что открывало большие оперативные возможности. Чекисты получили одобрение на свою операцию и первого зама Берии – Богдана Кобулова. Тот сказал, чтобы действовали, как получится, главное – доставить преступника на суд. Но обязательно – без шума!
Агент «Седьмой» переехал в английскую зону влияния и вскоре вышел на Кубилюнаса. Славин «замаскировался» в пункте репатриации бывших узников концлагерей недалеко от Любека. Здесь прошедшие ад плена теперь ждали возвращения на Родину. Там он привлёк к делу ещё двоих советских офицеров, через которых теперь держал связь с «Седьмым». Также стали помощниками немецкий коммунист (а теперь полицейский) и английский офицер. Разработали план похищения.
Схватить литовского генерала должны были британец и немец. Дальше они передавали Кубилюнаса в условленном месте завербованным в лагере офицерам. А те уже должны были тайно вывезти его в зону оккупации, где стояли советские войска. Но руководство Славина решило не рисковать возможностью международного скандала при силовом захвате. Нужно было придумать, как сделать так, чтобы преступник сам въехал в советскую зону оккупации.
Им повезло. Однажды Кубилюнас посетовал Эйдукайтису, что не успел вывезти из Каунаса свой тайник. А у него там золото и бриллианты. Если бы Эйдукайтис добрался туда и привёз ценности, он, генерал, с ним бы поделился.
Дальнейшее было делом техники. Наш агент выехал в Литву, прошёлся по нужным местам и вернулся в Германию. И сообщил, что всё привёз. Только сам рисковать не будет с дальнейшей перевозкой. Пусть Кубилюнас приезжает и сам вывозит в английскую зону.
А дальше прибывшего преступника в советской зоне влияния уже ждали оперативники-чекисты. На допросе Кубилюнас рассказал много важного. Оказалось, что Юст в советской зоне оккупации. Но «сидит» в лагере немцев-военнопленных под чужой фамилией. Информацию передали в СМЕРШ и вскоре тот был найден.
В приподнятом расположении духа Славин отправил информацию об этом в Вильнюс. Далее информация ушла в Москву на Лубянку и в Политбюро. И если чекисты в обоих городах радовались, что представители политической элиты были в шоке. Ведь если проводить открытый суд над предателем – будет скандал международного уровня!
Так вместо обещанного за удачную операцию от Кобулова ордена, командиру группы поиска преступников «вкатили» выговор. Предателя быстро и тайно вывезли в столицу. Через год после тщательно засекреченного суда Кубилюнас получил заслуженную высшую меру наказания. Но даже после приведения приговора в исполнение факт его ареста тщательно скрывался.
Только в 1978 году, когда Славин уже давно не работал в органах госбезопасности, он написал в одной из газет Вильнюса статью о той операции. Подписал он её чужим именем. К сожалению, публичный процесс над литовским предателем в республике так и не состоялся. Политика возобладала над справедливостью. Но хорошо хотя бы то, что правосудие сработало как надо.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.