Найти в Дзене
Книжный слушатель

Литература-вдохновительница: поэты и писатели на выставке к 200-летию Строгановки

На грандиозной выставке в парке «Зарядье», посвященной 200-летию Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова, я занялась особым поиском. Литературным (в соответствии с тематикой нашего блога «Книжный слушатель»). Меня заинтересовали картины и другие работы, так или иначе связанные с литературой; у неё оказалось много точек пересечения с живописью. Прежде всего я обратила внимание на необыкновенный портрет поэтессы Беллы Ахмадулиной, выполненный художником Игорем Обросовым в 2007 году. Задумчивая поэтесса изображена на фоне ночного неба, у горизонта – любимый ею Ферапонтов монастырь и деревенские избы вокруг него. Те края она считала своей духовной Родиной, часто приезжала туда в начале 1980-х, а потом написала замечательную книгу о местных жителях «Нечаяние». Любование русским Севером было общим для поэтессы и для художника, который преподавал в Строгановке, но летом выезжал на пленэр к северу от столицы. Связь с родной историей, с родны

На грандиозной выставке в парке «Зарядье», посвященной 200-летию Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова, я занялась особым поиском. Литературным (в соответствии с тематикой нашего блога «Книжный слушатель»). Меня заинтересовали картины и другие работы, так или иначе связанные с литературой; у неё оказалось много точек пересечения с живописью.

\\И. Обросов, "Белла Ахмадулина. Воспоминания. Вологодская земля. Ферапонтово"(2007)
\\И. Обросов, "Белла Ахмадулина. Воспоминания. Вологодская земля. Ферапонтово"(2007)

Прежде всего я обратила внимание на необыкновенный портрет поэтессы Беллы Ахмадулиной, выполненный художником Игорем Обросовым в 2007 году. Задумчивая поэтесса изображена на фоне ночного неба, у горизонта – любимый ею Ферапонтов монастырь и деревенские избы вокруг него. Те края она считала своей духовной Родиной, часто приезжала туда в начале 1980-х, а потом написала замечательную книгу о местных жителях «Нечаяние». Любование русским Севером было общим для поэтессы и для художника, который преподавал в Строгановке, но летом выезжал на пленэр к северу от столицы.

Б. Шергин, рукописная книга "Сон Богородицы"
Б. Шергин, рукописная книга "Сон Богородицы"

Связь с родной историей, с родными традициями в искусстве – один из творческих принципов Строгановского университета. В конце XIX века там развивали неорусский стиль, применяя его в архитектуре, в театральных эскизах, в декоративных предметах. На юбилейной выставке есть эскизы «строгановцев» Фёдора Шехтеля, Алексея Щусева, Фёдора Федоровского. А в отдельной витрине – рукописная книга «Сон Богородицы» с текстом апокрифа и искусными иллюстрациями, которые выполнил писатель Борис Шергин. Он, увлеченный народным искусством, учился в Строгановском училище с 1913 по 1917 годы.

В. Маяковский, "Женщина в синей шубке"(1910)
В. Маяковский, "Женщина в синей шубке"(1910)

Способности к живописи привели в Строгановку начинающего поэта-бунтаря Владимира Маяковского. В 1911 году он занимался на приготовительном отделении училища, однако политическая активность помешала ему продолжить учёбу там. К тому времени относится картина Маяковского «Женщина в синей шубке», которую тоже можно увидеть на выставке. Кстати, Людмила Маяковская, сестра поэта, получила в училище профессию художника по тканям и всю жизнь работала по специальности.

В. Степанова, эскиз костюма к спектаклю "Смерть Тарелкина"(1923)
В. Степанова, эскиз костюма к спектаклю "Смерть Тарелкина"(1923)

В 1920 году Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище было преобразовано во ВХУТЕМАС. Людмила Маяковская преподавала на текстильном факультете нового вуза, вместе с ней работали Надежда Удальцова и Варвара Степанова. Рядом с их рисунками тканей я увидела эскизы театральных костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина, поставленного Всеволодом Мейерхольдом в 1922 году. Режиссер усилил обличительный пафос пьесы, а декорации и костюмы были под стать, динамичные по силуэту и по цвету, абсолютно авангардные.

А. Орловский, "Сергей Есенин – Голубень"(1985)
А. Орловский, "Сергей Есенин – Голубень"(1985)

Творческие искания 1910-1920-х превратились в легенды; они продолжали волновать и вдохновлять следующие поколения художников. В триптихе Андрея Орловского «Сергей Есенин – Голубень»(1985) образ всенародно любимого поэта стал лирической метафорой. Другой романтик, автор знаменитых «Алых парусов» Александр Грин прижимает левую руку к сердцу, а правую неуверенно протягивает для рукопожатия – таким писателя увидел скульптор Александр Цигаль в 1999 году.

А. Цигаль, скульптура Александра Грина(1999)
А. Цигаль, скульптура Александра Грина(1999)

Известные скульпторы, окончившие Строгановское училище, умеют передать характеры писателей в бронзе. Вот пожилой Иван Бунин прогуливается, опираясь на трость и зорко наблюдая вокруг; кажется, он подмечает не только подробности бытия, но и движения души (этот памятник изготовлен по эскизу Андрея Ковальчука и в 2017 году установлен в Грассе, где жил писатель). Вот Федор Достоевский задумчиво смотрит под ноги и прижимает Евангелие к груди; его фигура, созданная Салаватом Щербаковым в 2023 году, находится у стен Оптиной пустыни.

А. Ковальчук, скульптура Ивана Бунина(2017)
А. Ковальчук, скульптура Ивана Бунина(2017)

Авторы этих скульптур сделали множество произведений, но для юбилейной выставки были выбраны именно русские писатели. Одухотворённость на лицах, символичность для нашей культуры – тут, действительно, было над чем поразмышлять и поработать. А нам, зрителям, всегда интересно сверить собственные литературные впечатления со взглядом художника.

С. Щербаков, скульптура Фёдора Достоевского(2023)
С. Щербаков, скульптура Фёдора Достоевского(2023)