Продолжение рассказа о боевом пути ефрейтора 72-го отдельного саперного батальона 18-й стрелковой дивизии Ивана Филипповича Самойлова, 1899 года рождения. Первую часть можно прочитать по ссылке.
Наступила весна, а с ней приближались и новые бои для солдат и офицеров 18-й стрелковой дивизии. С 19 апреля 1944 года 18-я сд, входившая в состав 99-го стрелкового корпуса, была передана 3-му Прибалтийскому фронту.
С 10 июня 1944 года 18-я стрелковая дивизия вошла в состав 7-й армии Карельского фронта. Ей было суждено принять участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, чтобы освободить Карелию от финских войск.
В новое наступление дивизия пошла 20 июня 1944 года на Олонецком перешейке в районе озер Погружки и Ромбак с задачей выйти на берег реки Свирь на участке Павловское, Подпорьжье и захватить там переправы.
Форсирование Свири и других местных карельских рек стало не только серьезным испытанием, но и настоящим звездным часом для бойцов 72-го саперного батальона.
В фондах ЦАМО был найден Приказ 18-й сд от 1.07.1944 года, в котором очень ярко описаны простые будни саперов из 72-го отдельного саперного батальона. В основном, в них описаны события за две недели до гибели Ивана Филипповича.
Из наградного листа сапера 72-го осб ефрейтора Ильи Пустовалова:
“В наступлении 20-21 июня Пустовалов действовал с 414 сп в районе пос. 19-й квартал. Под огнем противника он все время двигался впереди и быстро находил мины и сюрпризы врага. За два дня боев он без отдыха все время находясь впереди обезвредил около 320 мин и 30 сюрпризов. Наступающие стрелковые подразделения могли спокойно двигаться через заграждения противника. Случаев подрыва на минах врага не было.”
Из наградного листа сапера 72-го осб Прокофия Храмченко:
“22 июня ефрейтор Храмченко, действия в группе инженерной разведки, первым вышел к реке Свирь в Подпорожье и под сильным огнем противника на сколоченном плотике из бревен переправился к берегу противника за обнаруженными им лодками оставленными противником. Пересев в лодку и взял на буксир еще две он умело маневрируя в короткий срок доставил к нашему берегу. Три таких рейса сделал Храмченко.”
Из наградного листа сапера 72-го осб Федора Рыжкова:
“Рядовой Рыжков 22 июня 1944 года на строительстве наплавного моста через р. Свирь получил задачу разыскать якорь и трос для закрепления моста. В районе строительства ничего не было. Рыжков обыскал весь поселок, казалось ничего найти нельзя, но в этом случае мост было бы нечем закрепить. С новой задачей он начал свои поиски. Наконец в одном заброшенном сарае было обнаружено все необходимое. Но тут встало новое препятствие. Тяжелые якоря надо было поднести к берегу на расстояние 200 м и затем подняться вверх по течению на 1000 м. Людей для помощи взять было негде. Несмотря на это Рыжков доставил якоря и тросы в срок и к месту.”
Из наградного листа сапера 72-го осб Гавриила Безукладникова:
“22 июня 1944 года рота где сапером Безукладников работала по наводке моста через реку Свирь. Наплавной мост требовалось подтянуть одним концом вверх по течению на тросах. В момент когда конец моста был подтянут на место, трос лопнул, что угрожало сорвать всю работу. Безукладников по собственной инициативе моментально бросился в воду, вплавь добрался до порыва троса, достал со дна концы и пользуясь бревном с невероятной быстротой срастил оба конца, мост был спасен благодаря находчивости Безукладникова.”
Из наградного листа сапера 72-го осб Максима Ковалева:
"24 июня 1944 года Ковалев работал на строительстве моста через р. Усланка в деревне Чемоданова Гора. Ему было поручено с группой в 3 человека укладывать прогоны. Не имея приспособлений и подмоста, рискуя сорваться в воду, в бурный поток реки, он 2 часа без отдыха под сильным дождем укладывал тяжелые 8-метровые бревна. Передвигаясь по мокрым скользким обломкам старого моста, стоя в самых невероятных позах, Ковалев раньше срока уложил и закрепил 36 тяжелых бревен."
По данным из Именного списка потерь 18-й стрелковой дивизии ефрейтор Самойлов погиб 10 июля 1944 года на восточном берегу озера Полви-ярви. В документах сохранились обстоятельства этого боя.
Из боевого донесения штаба 18-й сд от 11.07.1944 года:
“В 21:30 противник силою до 150-180 человек при поддержке артиллерии и минометов до трех батарей вышел с западного направления к северо-восточному берегу озера Полви-ярви к району расположения дивизии, с целью захвата межозерного дефиле в районе отметки 119.0. Бой с прорвавшейся группой противника (9 пехотный полк 7 пехотной дивизии 2 батальона) продолжался личным составом управления дивизии и спецподразделениями до 5 утра 11.07.1944 года. Группе противника до 30 человек удалось пересечь шоссейную дорогу севернее отметки 119.0.
В 23:30 10.07.1944 года противник понеся большие потери был отброшен назад в направлении высоты 152.0. Однако, группе в 40 человек удалось закрепиться на безымянной высоте, держа под ружейно-пулеметным огнем дорогу до 4:00 11.07.1944.
В 4:30 оставшаяся группа на безымянной высоте была полностью выбита.
В результате боя противник понес потери: убито 50 человек, ранено до 80 человек. Большинство раненых противнику удалось увести с собой, оставив их вещи и вооружение. Взят в плен 1 человек тяжело раненый.
Группа противника, совершившая диверсию, была вооружена легким пехотным оружием с большим количеством боеприпасов, хорошо обеспечены питанием и обмундирована в новое обмундирование.
Части дивизии в борьбе с диверсионной группой потеряли: убитыми 11 человек, ранеными 18 человек. Убито и ранено 35 лошадей, разбиты 2 автомашины.”
По данным из Журнала боевых действий 18-й сд от 10-11.07.1944 года уже поздно вечером 10 июля 44-го финский батальон 55-го пехотного полка 7-й пехотной дивизии финнов напал недалеко от командного пункта 18-й дивизии. Поблизости оказались только противотанкисты 359-го отдельного противотанкового дивизиона и спецподразделения 18-й сд, включая саперов. Им и пришлось отбиваться всю ночь. Наши потеряли 11 человек убитыми, включая Ивана Филипповича.
В этом бою особенно отличился командир орудия из 359-го оиптд старший сержант Вахитов, которого представили к званию Героя Советского Союза. Сохранился его наградной лист.
Как указано в документах выше, 18-я сд потеряла в этих боях 11 человек убитыми, но удалось установить и потери именно в 72-м саперном батальоне. Погибло 4 человека и еще один был ранен. Последним из них в приказе №056 от 10 июля 1944 года по 72-му осапб указан ефрейтор Самойлов.
Стоит перечислить их всех. В ночь с 10 на 11 июля 1944 года им пришлось принять неравный бой с финскими войсками.
- Командир отделения младший сержант Ожигин Анатолий Иванович 1924 года рождения из Кировской области.
- Красноармеец-сапер Панченко Василий Дмитриевич 1910 года рождения из Киевской области.
- Красноармеец-повозочный Лабузов Матвей Минович 1896 года рождения из Курской области.
- Ефрейтор-повозочный Самойлов Иван Филиппович 1899 года рождения из Тамбовской области.
Младший сержант Анатолий Ожигин был посмертно удостоен награды за этот бой. Благодаря этому сохранился его наградной лист, который позволяет взглянуть на данный эпизод 10 июля 1944 года с другой стороны:
“10.07.1944 года белофинны произвели налет на район расположения КП дивизии у отм. 119.0. Младший сержант Ожигин один из первых бросился со своим отделением на врага, который имея численный перевес вел непрерывный автоматный и пулеметный огонь. Искусно маскируясь от дерева к дереву, используя воронки и канавы, Ожигин вел свое отделение вперед и огнем из автоматов заставил залечь финнов. Своим метким огнем Ожигин уничтожил расчет вражеского пулемета и коротким броском захватил его. Быстро развернув пулемет в сторону врага Ожигин повел губительный огонь, в результате которого финны откатились назад, оставив еще трех убитых. Отважный командир дал команду отделению готовиться к атаке и повел интенсивный огонь, заставляя финнов залечь. В этот момент вражеский снайпер сразил насмерть Ожигина, но отделение спаянное его волей не растерялось и смелой атакой погнало финнов назад.”
Все четверо были похоронены на восточном берегу озера Полви-Ярви. Но в этом же приказе упомянут офицер, который был тяжело ранен в этом бою, но выжил - старший лейтенант парторг Лизяев Григорий Андреевич 1913 года рождения из Мордовской АССР.
Лизяев был опытным советским командиром. В РККА с 1936 года. Он оправился от ранения и благополучно пережил войну. А за бой у Полви-Ярви он был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Из наградного листа на старшего лейтенанта Лизяева:
“10.07.1944 года в районе отм. 119.0 у озера Полви-Ярви на район расположения КП дивизии финны силой до роты произвели налет. Для отражения врага был выслан лейтенант Лизяев с двумя взводами сапер. Быстро оценив обстановку он вывел свою группу во фланг финнам, поставив затем задачу командирам взводов, он стремительной атакой опрокинул врага, его боевые порядки смешались,финны в беспорядке начали отходить. Лизяев стремительно продвигаясь вперед расчленил вражескую группу и повел бой на истребление. В этот момент он получил тяжелое ранение, но несмотря на это Лизяев продолжал руководить боем пока не упал без сознания. Благодаря инициативе, решительным действиям и мужеству Лизяева, враг был отброшен.”
Из 4 погибших в этом бою солдат только у двух указано место захоронение, после переноса с восточного берега озера Полви-Ярви. Причем, это два разных места и они не являются ближайшими к месту первичного захоронения у озера.
Вот наиболее вероятные места перезахоронения Ивана Филипповича.
Место захоронения №1
Адрес: Суоярвское ш., 18, посёлок Лоймола
Координаты: 61.979735, 31.742237
Ссылка на Яндекс.Карты: https://yandex.ru/maps/-/CXvpQyA
В нем числится рядовой Панченко Василий Дмитриевич (1910 г.р.) погибший в один день и в том же месте, что и Иван Филиппович Самойлов. Вероятно, он был из отделения младшего сержанта Ожигина.
Первичное место захоронения: Карело-Финская ССР, оз. Полвиярви, восточный берег.
Место захоронения: Суоярвский р-н, п. Лоймола, ул. Суоярвское Шоссе, между домами 8 и 18, братская могила.
Место захоронения №2
Адрес: Муезерский р-н, п. Гимолы (Суккозерское сельское поселение, Муезерский район, Республика Карелия)
Координаты: 62.936783, 32.524946
Ссылка на Яндекс.Карты: https://yandex.ru/maps/-/CXvlQoc
В этом захоронении числится рядовой Лабузов Матвей Минович (1896 г.р.), который в приказе указан “красноармейцем-повозочным” и, вполне мог быть напарником Ивана Самойлова в день гибели.
Первичное место захоронения: Карело-Финская ССР, дорога Каскаселька в Лайтапс, около, оз. Пальвиярви, восточный берег. Перезахоронен в 1963 году.
Откуда перезахоронен: гора Воттовара.
Место захоронения №3
На восточном берегу озера Полвиярви. Также сохраняется возможность, что останки Ивана Филипповича Самойлова так и не были перезахоронены и остались лежать где-то у восточного берега.
Координаты: 61.887612, 31.629594
Ссылка на Яндекс.Карты: https://yandex.ru/maps/-/CXvpfoT
Другие и менее вероятные места захоронения Ивана Самойлова
Место захоронения №4
Координаты: 61.867033, 31.850083
Одна из могил находится вблизи от трассы на 14-й км дороги Новая Лоймола (т.е. легко доступна). Здесь располагался и штаб 18-й стрелковой дивизии накануне гибели Ивана Филипповича. По документам, могила была создана только через две недели после дня гибели Самойлова 26.07.1944 года.
В могиле лежат трое: ефрейтор Григорий Седавных из 310-й стрелковой дивизии и двое безымянных.
Место захоронения №5
Пятая могила находится в центре поселка Райконкоски на ул. Советская, между домами 23 и 25, в 6-7 км к северо-западу от первичного места захоронения Ивана Самойлова. Появилась могила в результате перезахоронения останков воинов Красной Армии в 1979 году. Все солдаты безымянные.
Место захоронения №6
Шестая могила является ближайшей к месту задокументированного захоронения на берегу озера Полвиярви. Она находится в 2-2,5 км к юго-востоку от озера, на берегу реки Уксунйоки.
Судя по документам, в могиле были похоронены двое бойцов, погибших 12 и 13 июля 1944 года - красноармеецы Николай Криктунов и Иван Челнов из 100-й гв. стрелковой дивизии.
В 2015 году было принято решение о переносе этой могилы к другим. Так что, возможно, ее уже нет.
Место захоронения №7
Седьмая могила находится чуть севернее по той же дороге - 9-й км дороги Лоймола - Кясняселькя. Она датируется также июлем 1944 года и появилась в результате переноса павших бойцов с мест боев в том числе 18-й стрелковой дивизии. По документам, там покоятся 4 человека: лейтенант Григорий Мишаков, сержант Виктор Новиков и еще двое безымянных бойцов.
Место захоронения №8
Восьмая могила расположена еще севернее на 7-й км дороги Лоймола - Кясняселькя. В ней покоится целых 109 человек убитых в июле 1944 года, но, по документам, имена всех известны. Многие из них пали именно 10.07.1944 года, как и ефрейтор Самойлов, но служили в 99-й гвардейской стрелковой дивизии, т.е. маловероятно, что он может покоиться там.
Место захоронения №9
Девятая могила находится между Райконкоски и Лоймолой. Документы перепутаны в системе с другим захоронением, которое описано выше.
Чуть выше по этой же дороге есть могила пятерых разведчиков 99-й гв. сд.
Еще чуть севернее, на болоте Пихлаясуо была могила на 72 человека, но в 2015 году было принято решение перенести из-за труднодоступности. Возможно, ее уже нет. Там покоились 71 известных и 1 неизвестный боец. Судя по причинам смерти, это было санитарное захоронение умерших от ран в госпитале.
Еще три могилы расположены в самом поселки Лоймола, но это уже давольно далеко от места гибели. Самым вероятным вариантом пока представляется вторичное захоронение в п. Райконкоски.
#генеалогия #историясемьи #боевойпуть