Специально для «ТБ» итоги уходящего года подводят профессиональные юристы. Мы сосредоточились на делах о ДТП и их последствиях и обратили внимание на те тенденции, которые ярче всего проявились именно в судебных заседаниях с участием адвокатов. Де-юре гражданин может быть не прав или наоборот, а как решается вопрос де-факто?
Виктор ЛЫНЬКО, адвокат юридической консультации Московского района Бреста:
«Основное количество позитивных заключений по делам моих доверителей достигается по итогам предварительного расследования, когда устанавливается отсутствие или наличие вины водителя в ДТП. Позитивного результата клиент и адвокат могут добиться в компетентных инстанциях независимо от тяжести наступивших последствий, если вина водителя или ее взаимосвязь с наступлением таких последствий не доказаны. Оперативность и срочность обращения за юридической помощью играют порой определяющую роль: во-первых, клиенту важно выработать правильную позицию; во-вторых, не поддаться эмоциям, не делать скоропалительных выводов; в-третьих, воздержаться от публичных комментариев как на месте происшествия, так и в ходе расследования дела. Под воздействием эмоций и стресса человек не всегда правильно оценивает свои действия и действия других участников ДТП, что может негативно повлиять на результаты расследования. Что касается меня, то самое интересное дело, которое я помогаю расследовать, – это то, по которому уже в четвертый раз будет проходить следственный эксперимент, который докажет вину моего доверителя или ее отсутствие. По итогам расскажу об этом на страницах «ТБ».
Елена АНДРОСЕНКО, адвокат юридической консультации «Линия права» (Брест):
«2025 год запомнился делами, решения по которым создали массу вопросов для участников дорожного движения. Иногда установить, кто прав, кто виноват, практически невозможно, и в этот момент появился термин «обоюдная вина». Незначительное на первый взгляд обстоятельство может кардинальным образом изменить исход решения, принятого органом, ведущим административный процесс. Всегда будьте внимательны не только в качестве водителя, но и будучи пассажиром, пешеходом.
Как показала практика, часто водители, поворачивая налево, не убеждаются в безопасности маневра, разворачиваются в неустановленных местах, создают опасность для движения при несоблюдении безопасного расстояния. Двигаясь на неправильно избранной скорости, не всегда можно вовремя среагировать и предотвратить ДТП, даже если формально ты прав».
Сергей ЛИСОЦКИЙ, адвокат юридической консультации «Линия права» (Брест), член Брестской областной коллегии адвокатов:
«Наблюдал в течение года: суды приняли тенденцию максимально защищать жертв ДТП, что само по себе позитивно. Но в полной ли мере при этом учитываются обстоятельства совершения правонарушения/преступления? И здесь приобретают особое значение наказания: основное и дополнительное по ст. 317 УК. Основное может быть не слишком суровым, в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение (если это часть 1), но дополнительное зачастую влечет для человека тяжелые последствия: 5 лет без права управления автомобилем для профессионального водителя означают и лишение дохода, и значительный ущерб репутации.
Я объясняю своим клиентам: дополнительное наказание иногда суровее основного. Кто-то сбил пешехода на зебре, а кому-то ночью на трассе перебежал путь нетрезвый: в любом случае виноват водитель, но почему и за одно, и за другое лишают прав управления одинаково – на 5 лет?
В уголовном процессе суд учитывает обстоятельства совершения преступления, и они могут повлиять на жесткость приговора. Одному, условно говоря, дадут 4 года, другому – 5 лет. Но в плане дополнительного наказания суд обычно действует бескомпромиссно: отбыл срок – 5 лет без прав. И это для многих более суровая кара. Тут, на мой взгляд, не помешало бы дифференцировать нарушения ПДД по принципу их тяжести. Ведь в УК установлена норма «до 5 лет». Но дают на практике ровно 5 (по ч. 2 ст. 317). И лишь раз в моей карьере доверителю дали 4 года без прав.
Мой совет адвоката: не просто соблюдать на улице или трассе разрешенную скорость, но и оберегать себя тем, чтобы максимально контролировать дорожную ситуацию и ее возможное изменение. Если разрешается 60 км/ч, а вы способны реагировать при 50 и не более, езжайте по своим способностям».
Василий ПЕТРИВ, заведующий Ляховичской районной коллегией адвокатов Брестской области, экс-судья Барановичского района и г. Барановичи:
«Всегда при расследовании уголовного дела или при проведении проверки нужно уточнять, какое следственное действие с вами проводят: опрос или допрос. Разница в одну букву, а она может многое решить. Ведь зачастую человек не понимает, в рамках какого процесса его приглашают или вызывают. Допрос предусмотрен только в рамках УПК, и за уклонение или дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность. Опрос в рамках административного дела в порядке проверки органов внутренних дел тоже предусматривает ответственность, но она менее жесткая. Кроме того, согласно ст. 27 Конституции, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Об этом необходимо знать и помнить о таком нюансе, как обоснованное причисление к кругу близких лиц. Это может иметь чувствительное значение в случае, к примеру, гражданского брака или детей от разных браков в одной семье. Вы не обязаны свидетельствовать против гражданской жены, пасынка либо падчерицы.
Важнейшее значение при совершении ДТП, из моего опыта, имеют поиск свидетелей и сбор их данных на первоначальном этапе расследования.
Подготовил Аркадий РОМАНОВ