Если вам посчастливится побывать в Твери, обязательно навестите памятник предпоследнему русскому фельдмаршалу Иосифу Владимировичу Гурко. Поверьте, слава земная быстро проходит, память недолга, но то, что такой замечательный генерал, прославивший русское оружие на Балканах, малоизвестен, несправедливо по отношению к его подвигу, к победам, к служению его России.
Написать о генерал-фельдмаршале Иосифе Владимировиче Гурко сегодня меня сподобила годовщина освобождения столицы Болгарии-Софии, от турецкого владычества войсками И.В. Гурко 4 января 1878 года.
Иосиф Владимирович Гурко — самый известный представитель белорусского рода Гурко. Конечно, наша современная жизнь столь быстра и стремительна, что мы толком и о своём роде не помним или мало что знаем. Поэтому упомяну вскользь, что Иосиф Гурко был внуком И. И. Гурко-Ромейко, курляндского вице-губернатора. Родился 16 июля 1828 года Новгороде, в семье генерала Владимира Иосифовича Гурко и Татьяны Алексеевны Гурко, урождённой баронессы Корф.
Никакой другой вариант карьеры молодым Иосифом Гурко, кроме карьеры военной, не рассматривался. Поэтому Иосиф Владимирович Гурко выпустился из Пажеского корпуса в августе 1846 г. корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Будучи человеком военным до мозга костей, он всю жизнь посвятил армии, армейским реформа. Прошёл путь до Привислинского генерал-губернатора и командующего Варшавским военным округом (1883) и звания генерал-фельдмаршала (1894),
Произведённый 23 апреля 1861 г. в полковники, он 17 марта 1862 г. был отчислен в свиту Его величества и в течение 4 лет, ознаменованных проведением в жизнь реформ Александра II, выполнял ряд ответственных поручений административного характера в Самарской, Вятской и Калужской губерниях, в частности наблюдал за рекрутскими наборами. Значение деятельности Гурко как военного аналитика и того, кто проводил военную реформу в жизнь, велика. Его прямой, беспристрастный, хотя строгий и настойчивый образ действий вызвал даже со стороны оппозиционного самодержавию издававшегося в Лондоне «Колокола» Герцена признание, что «аксельбанты флигель-адъютанта Гурко — символ доблести и чести».
Произведённый 30 августа 1867 г. в генерал-майоры с назначением в свиту Его Императорского Величества, он был зачислен по армейской кавалерии и в 1869 г. получил в командование лейб-гвардии конно-гренадёрский полк , который, как и ранее ему порученные Мариупольский полк, Севастопольский эскадрон, Гурко поставил на образцовую высоту.
Не за шарканье по паркету царского дворца или сидение в Генеральном штабе И. Гурко получил эти звания, а за огромную организационную работу. Однако генерал-фельдмаршал Гурко воевал всего один раз: в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг., в ходе которой покрыл своё имя славой и принёс России громкие победы.
Остро стоявший в последней четверти XIX века славянский вопрос, идеология панславянизма, поддерживаемая русским самодержавием в русском народе для закрепления своего господства на Балканах вылились в конечном итоге в очередную русско-турецкую войну 1877-1878 годов.
Этой войне предшествовали национальные восстания православных славян в Боснии, Герцеговине и Болгарии, находившихся свыше 500 лет под турецко-мусульманской оккупацией. Турки проявляли невероятную жестокость при подавлении восстаний. Например, в Болгарии в 1876 г. было вырезано более 30 тыс. стариков, женщин и детей. Турецкая жестокость к братьям-славянам вызвала в России бурю возмущения. Даже «западник» И.С. Тургенев в одном стихотворении открыто обвинил английскую королеву Викторию в поощрении действий турецких изуверов.
24 апреля 1877 года под давлением русской общественности Император Александр II объявил Турции войну, встреченную в стране с большим воодушевлением. Добровольцами на войну отправились лучшие врачи Н.В. Склифосовский, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, писатели В.М. Гаршин, В.А. Гиляровский и множество других представителей русской интеллигенции – в то время бывшей действительно «совестью нации».
Войну объявили, а Россия к ней была практически не готова. Российский флот в Чёрном море, запрещённый Парижским мирным договором после окончания Крымской войны, только начал восстанавливаться и по мощи был несравнимо слабее турецкого, поэтому высадка десанта и снабжение армии с моря были исключены. Но даже в таких ущемлённых условиях русский флот сумел отличиться – впервые в мире он успешно применил торпедное оружие, потопив турецкий корабль.
В войну 1877-1878 годов в русской армии элементарно не хватало зимнего обмундирования. Санитарно-медицинская служба была поставлена из рук вон плохо. Оснащение Русской армии современным оружием только началось, в то время как турки были полностью вооружены новейшими английскими винтовками. Лишь русская артиллерия имела безоговорочное превосходство. Было и ещё одно превосходство – высокая боевая подготовка русских солдат и офицеров, хотя часть влиятельных генералов Главной квартиры (в том числе и сам начальник штаба) была привержена сомкнутому строю «времён Очаковских и покорения Крыма», не признавая современной тактики боя. Не позаботился штаб и о должной разведке (а набрать «нелегалов» из числа болгар тогда не составляло труда). Вот вам и результаты знаменитой военной реформы Александра II !
В действующую Дунайскую (была ещё и Кавказская) армию командир 2-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-лейтенант Гурко был командирован лично Александром II в июне 1877 г., через два месяца после начала войны, и был назначен командиром передового отряда численностью 12 тыс. человек при 40 орудиях с задачей овладеть «балканскими проходами». К тому времени Русская Армия форсировала Дунай и подошла к Балканским горам, разделявшим Болгарию на две части.
Гурко блестяще выполнил стоявшую перед ним задачу. Он быстро овладел г. Тырново, перешёл через Балканские горы, взял Казанлык и город Шипку. Именно за бои на Шипке в Болгарии в первую очередь помнят и чтут поныне Иосифа владимировича Гурко. Получив подкрепление, Гурко с войсками перешёл за Малые Балканы, разгромил турок под Стара-Загорой, потом под Нова-Загорой, потом под Калитиново.
В Константинополе (Стамбуле) с приближением армии генерала Гурко началась паника. Султан сменил всех командующих и отменил запланированное наступление, а Гурко за этот рейд был награждён чином генерал-адъютанта и орденом св. Георгия 3-й степени.
Однако из-за неудачи русских войск под Плевной, случившейся по вине Главнокомандующего, среднего брата императора Александра II, великого князя Никлая Николаевича и его штаба, три кровопролитных штурма оказались безрезультатными: выслать подкрепления отряду Гурко оказалось невозможным.
Гурко был вынужден отойти назад. В июле генерал отправился в Петербург и в августе вернулся вместе со своей «родной» дивизией. Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич передал ему в подчинение всю кавалерия Западного отряда и все войска Гвардии. Это породило недовольство в Главной квартире, так как начальник штаба корпуса и все начальники гвардейских дивизий были старше его в чине.
После взятия Плевны войска Гурко в сильную стужу и метели (декабрь) вновь пошли через Балканские перевалы, что вызвало ропот среди части подчинённых ему генералов. Иосиф Владимирович собрав их, решительно заявил:
«Я поставлен над вами волею Государя Императора и только ему, отечеству и истории обязан давать отчёт в моих действиях. От вас я требую беспрекословного повиновения и сумею заставить всех и каждого в точности исполнять, а не критиковать мои распоряжения. Прошу всех это накрепко запомнить… Если большим людям трудно, я их уберу в резерв, а вперёд пойду с маленькими…».
Генерал-адъютант Иосиф Владимирович Гурко являл собой пример мужества, энергии и выносливости: ночевал под открытым небом у костра, питался сухарями, деля с «нижними чинами» все трудности и лично руководя подъёмом и спуском орудий по обледенелым горным тропам – и так все 8 дней перехода. После спуска в Софийскую долину, что произошло к полной неожиданности для турок, он 19 декабря овладел встретившейся на пути сильной укреплённой позицией, а 23 декабря (4 января 1878 года по новому стилю) овладел Софией. За эти подвиги он был удостоен чина генерала от кавалерии, или «полного генерала» (аналог современного генерала армии), а в армии – прозвания «железный генерал».
Даже введённые турками дополнительные силы им не помогли: 4 января 1878 г. были разбиты у Филипполя (Пловдив). Не теряя темпа и времени, Гурко двинулся дальше к Адрианополю, занял его, и без перерыва пошёл к Стамбулу (см. карту). Там, в пригороде столицы Османской империи, в местечке Сан-Стефано, и была окончена война – 19 февраля 1878 года подписан мирный договор. За этот поход Гурко был награждён орденом св. Георгия 2-й степени.
После войны И.В. Гурко занимал посты временного Петербургского генерал-губернатора, временного Одесского генерал-губернатора и более 10 лет Привислинского генерал-губернатора.Генерал первостепенное внимание уделял обеспечению высокой боеготовности войск Варшавского военного округа и подготовил их к оперативному отражению нападения по первому сигналу. Гурко лично контролировал строительство оборонительных сооружений и дорог, постоянно присутствовал на манёврах и учениях. От его проницательного взгляда не ускользали никакие мелочи. Ему было достаточно властно и спокойно сказать: «Чтобы я этого больше не видел», как недостатки немедленно устранялись. Хотя он никогда не повышал голос, его многие боялись, но все уважали и почти все, а солдаты – в особенности, любили, ибо безгранично верили ему.
В 1894 г. Иосиф Владимирович подал прошение об отставке «по расстройству здоровья». Прошение Император удовлетворил и в тот же день произвёл его в генерал-фельдмаршалы. Скончался он от сердечного приступа, похоронен в склепе в своём имении Сахарово (ныне пригород Твери).
Во времена большевиков и большевистской революции могила генерал-фельдмаршала И.В. Гурко, была осквернена: останки Гурко и его жены выброшены. Благодаря долгим и тщательным поискам они были найдены в сахаровском парке в 2008 г. и в 2011 г. торжественно перезахоронены в сохранившуюся семейную усыпальницу, а в 2018 году у расположенного рядом храма Иосифа Волоцкого установлен бронзовый бюст великого полководца. В самой Твери есть и площадь Гурко. Не смотря на недружественные ныне отношения в Болгарии три места носят имя генерала Гурко.
Использованные источники для написания статьи:
- Учебник для исторического ф-та МГУ, К. Андреев, 2014 г..
- Фельдмаршал Гурко / Сост. Н.Н. Воробьёва, С.Г. Шилова, А.Н. Алекаев. М.: Скобелевской комитет; Наследие, 2024.
- Валерий Васильевич Габрусенко, статья «Железный генерал» Иосиф Гурко.