Второй храм святого Полиевкта в десятом районе Константинополя построила дочь императора Западной Римской империи Олибрия, внучка императора Валентиниана III, жена Ареобинда, консула и военного магистра префектуры Восток. Храм был самый величественный в Городе и уступал по величине только Святой Софии.
В начале 1960-х годов в Стамбуле начали строительство дороги в районе Сарачхане.
При поведении земляных работ обнаружили руины какого-то огромного сооружения. Работы были остановлены и были начаты археологические исследования, которые проводили М. Харрисон (Ин-т Дамбартон-Окс, США) и Н. Фиратли (Стамбульский археологический музей).
Место расположения церкви Святого Полиевкта в квартале Сарачане (древние Константинианы) постепенно застраивалось жилыми домами и мечетями. В 1940 году территорию выровняли. Раскопки начались в 1960 году.
Нашли кирпичные своды и отдельные части проконесской мраморной скульптуры и фрагменты монументальной эпиграммы, которая украшала храм. Благодаря этому провели надежную идентификацию найденных руин.
Раскопки производились прямо напротив мэрии Стамбула.
Сегодня это археологический памятник, его можно посетить и осмотреть. Скульптуры перевезли с Стамбульский археологический музей.
Руины пришлось охранять, так как в них селились бездомные и наркоманы, жгли костры.
Эти руины помогли во многом понять историю Восточной Римской империи.
Храм строили с 524 по 527 год, хотя в «Patria Constantinopolitana» говориться, что строительство длилось 4,5 года.
Исследование обнаруженных руин проводились не спеша. Было установлено, что клейма на кирпиче-плинфе из кладки сводчатой конструкции, которая была фундаментом для основной части здания, относятся к 509-511 годам. Кирпичи, из которых сложены стены, были сделаны в 517-521 гг. Разница в 8-10 лет между закладкой фундамента и возведением стен храма, возможно, объясняется тем, что муж Аниции Юлианы,
консул Ареобинд оказался причастным к бунту, вспыхнувшему в Константинополе в 512 году против императора Анастасия I. Народ хотел провозгласить его императором, но он отказался от этого предложения и бежал.
О храме мало что известно. В конце VI века Константинополь посетил историк Григорий Турский. Он пересказал историю постройки храма Полиевкта: Юлиана построила храм рядом с дворцом, храм был роскошный. Юлиана не желала, чтобы ее богатство получил император Юстиниан I.
В процессе исследований сохранившихся руин было установлено, что храм Полиевкта разрушило землетрясение в XII веке. Потом его разобрали на строительные материалы.
Все ценные материалы разграбили, архитектурные блоки использовали при строительстве других константинопольских храмов, в том числе и в монастыре Пантократор, (современная мечеть Зейрек), мечети Фенари Исы и мечети Коджи Мустафы-паши.
На его месте построили церковь меньших размеров. Об этой церкви есть записи у паломника святого Антония Новгородского (Добрыни Ядрейковича). В них он пишет об исцелениях от святого Полиевкта. Все паломники, которые посетили Константинополь, начиная с XIV века, упоминают о мощах святого Полиевкта в храме Святых Апостолов.
С приходом к власти Юстиниана I в Константинополе начался строительный бум. Но храм святого Полиевкта
был построен раньше, до начала строительной программы Юстиниана. Храм был уже построен, когда Юстиниан начал строительства собора Святой Софии. Церковь построила Аницией Юлианой. Он был самой большой и роскошно украшенной церковью столицы.
Она была заброшена в XIII веке.
Среди обнаруженных руин нашли фундаменты храма, обломки архитектурных блоков, украшенных богатой резьбой. На блоках сохранились надписи. Это был цитаты из «Греческой антологии». Благодаря этим надписям руины идентифицировали как остатки церкви Святого Полиевкта.
Церковь находилась по соседству с акведуком Валента на северном конце Месы, между форумом Таури и храмом Святых Апостолов.
Рядом располагался дворец Аниции Юлианы, заказчицы строительства храма.
Церковь представляла собой большую пятинефовую базилику оригинальной формы. Центральный неф в ней был отделен от промежуточных нефов колоннами. Между колоннами располагались колонные экседры. В западной части церкви располагался атриум. Из него спускались по лестнице в нартекс.
Под центральным нефом был коридор, ведущий в подалтарную крипту. В нее спускались по лестнице прямо из алтаря. Мощи мученика Полиевкта находились в крипте.
Под боковыми нефами проходили подземные коридоры, которые перекрывали коробовые своды, они использовались как цистерны. Со временем атриум стал кладбищем.
О Полиевкте упоминается в книге «О церемониях»: он принимал участие в пасхальном шествии императора от дворца до церкви Святых Апостолов. Последний раз церковь упоминается в источниках конца Х века, т.е. спустя 500 лет. Позже нигде никаких сведений об этой церкви нет. Скорее всего, ее забросили во время латинской оккупации.
На стенах храма обнаружили 76 строк две хвалебные эпиграммы из средневековой рукописи «Anthologia Graeca». В них Юлиана сравнивается с Константином I и Феодосием II не как с императорами, а как со строителями монументальных строений. Она утверждает, что ее храм превзошел храм Соломона по размерам.
Есть сведения, записанные Григорием Турским, о противостоянии Юлианы с Юстинианом I. Сразу после коронации Юстиниан призвал постаревшую Юлиану внести часть своего огромного состояния в государственную казну. Юлиана сказала, что подумает об этом. И пока она думала, по ее приказу все золото было переплавлено и были отлиты пластины, украсившие внутреннюю часть крыши церкви Святого Полиевкта. Этим она спасла свое богатство от алчности Юстиниана.
В разграблении церкви принимали участие и латиняне в 1204 году. Все ценное было перевезено ими в Венецию, Барселону и Вену. Например, так называемые Пилястры Акритани сегодня можно увидеть у юго-западного угла
Собора Сан-Марко в Венеции. Они тоже украдены в храме Святого Полиевкта.
Место расположения храма является примерно центром Города. Это середина пути от восточной оконечности мыса (Saray Burnu) к Феодосиевым стенам территория между Золотым рогом и Мраморным морем. Это был район, который первым в городе благоустраивал Константин: был построен акведук Валента в 368 году, колонна Маркиана в 450-353 годах. Большинство обнаруженных при раскопках в 1965 году построек исследователи тоже относят к этому периоду.
Датировка этих руин предложена К. Манго и И. Шевченко. Она основана на тексте эпиграмм на архитектурных обломках, на штампах на кирпичах в различных частях здания. Кирпичей найдено довольно много – 1217 штук. На них обнаружили 134 типа штампов. Исследователи пришли выводу, что относятся к периоду между сентябрем 517 и августом 521 гг., большинство из них относятся ко времени сентябрь 509 – август 511 или сентябрь 524 – август 526 г. но можно предположить, что кирпичи где-то хранились длительное время.
Фундаменты здания относят к 509–511 годам или немного позже, стены же возвели в промежутке 517-521 годы.
Таким образом, храм строили в несколько этапов.
На рисунке выше показана авторская реконструкция здания. Она выполнена на основании следующих данных:
- текст посвятительной надписи,
- на мраморных фрагментах ниш, на которых есть надписи с текстом эпиграммы,
- надписи внутри храма, 1-41 строки вокруг нефа, текст которых совпадает с текстом в Anthologia Palatina
Были найдены семь больших фрагментов этой надписи на арках, два фрагмента в нишах, еще два на угловых конструкциях и еще один на другой арке. Два блока упали в проход на оси здания и три блока обнаружили в северном нефе.
Большинство фрагментов нашли случайно при земляных работах. На них находится очень короткий текст. На трех блоках обнаружили последовательный текст. Все они имеют вогнутый профиль. По-видимому, вместе они
они составляли центральную часть открытой экседры, ширина которой была 6,5- метра.
Можно сделать вывод, что в храме было две пары экседр, которые располагались напротив друг друга. Каждую обрамляла арка, на которой был нанесены надписи. По фундаментам видно, что наос от апсиды отделяла стена неправильной формы, отстоящая от центра фундамента амвона на расстояние 9,25 метра в направлении востока.