С Лерой я знакома уже почти 30 лет, учились мы в параллельных классах, жили в одном доме. То есть знаю я ее прилично. И ее семью - тоже. Семья нормальная, благополучная. Родители звезд с неба не хватали, но и не бедствовали особо никогда.
Мы родились в начале 90-х и впитывали, как губки, эту уверенность, что за границей медом намазано и тротуары моют с мылом. Дети были, верили всему. Многие знакомые девчонки мечтали о том, как выйдут замуж за иностранца и уедут в красивую жизнь. Для Леры такое замужество стало целью, к которой она шла, как таран.
К концу 90-х ажиотаж спал, но не для Леры. Пока я готовилась к поступлению в институт, она занималась фитнесом, пыталась пролезть на популярные тусовки, по часу перед выходом «в свет» торчала перед зеркалом. Потом взахлеб рассказывала мне, как там было круто. Я ей завидовала. Казалось несправедливым, что она красиво одевается и не думает об учебе. То, что она выгодно выйдет замуж, у меня не вызывало сомнений. Я тоже так хотела, но родители воспитали иначе: сначала образование, потом - хоть потоп.
Своей потенциальной целью
Лера выбрала Финляндию. Во-первых, не так много девушек туда рвалось - большинство выбирало юг, а во-вторых, поближе к родителям, чтобы не им помогать, а скидывать детей, если таковые будут. Лера собиралась поездить по миру и считала детей помехой в таком деле.
Вот такой у нее был интересный подход. Увы, он не помог ей быстренько выскочить замуж за желаемого финна. Она несколько раз занимала деньги, чтобы съездить в Финляндию, но возвращалась оттуда разочарованной: подходящие женихи в очередь не выстраивались.
Ближе к зиме, когда у нас стартанули первые зачеты, Лера продолжала прожигать жизнь, в то время как я не высыпалась, зубрила и носилась по аудиториям с ощущением, что еще немного - и дым из ушей повалит. и тут родители Леры не выдержали. Сказали, что денег давать и расплачиваться по ее долгам больше не намерены.
Лера устроилась кассиром в ближайший магазин, чтобы заработать на новую поездку. Пахать пришлось до лета. А потом еще, еще и еще. Только через 4 года ей улыбнулась удача: в Финляндии познакомилась с парнем. Молодым, но из приличной семьи. Работал в фирме отца, доход немаленький и стабильный. К тому же наследник.
Правда, на деле все оказалось не совсем так радужно, как Лера себе надумала. Микке, ее избранник, и правда, работал в фирме отца, вот только он был не единственным ребенком в семье. Младший из всех детей, он вырос избалованным и ленивым. Ответственных должностей ему не доверяли, и зарплата была приличной только на фоне наших. К тому же женишок любил выпить и раз в месяц-два стабильно уходил в запой на несколько дней.
Все это время мы периодически созванивались, иногда Лера приезжала домой. Как она говорила, пожить спокойно. Поначалу она терпимо относилась к загулам мужа. Ради гражданства Лера была готова закрыть глаза на некоторые вещи. Даже на то, что иногда Микке становился агрессивным, начинал распускать руки. «Два года. Мне два года осталось до гражданства», - все повторяла она. Но потом родилась дочь, и Микке на какое-то время пришел в себя. Хватило его только на полгода. А потом все по новой. В какой момент муж перешел на запрещенные вещества, Лера не знала. Но с тех пор жизнь ее превратилась в такой кошмар, что развод уже не казался чем-то невозможным. Но тут очень некстати оказалось, что она снова беременна. Как она могла еще и спать с ним, зная, что человек увлекается веществами, я не знаю.
Ребенка решила оставить. Поначалу говорила, что надеялась, что Микке опять возьмется за ум, но потом призналась: посчитала, что на двоих детей алиментов как раз хватит, чтобы скромно жить без необходимости работать на износ. К тому времени она уже трезво смотрела на жизнь: без образования, опыта работы и хорошего знания языка она могла устроиться только уборщицей или посудомойкой. С мечтой о путешествиях пришлось бы расстаться. А так кое-где сэкономишь, детей - к родителям, а сама - в путешествие. Идеальный же план!
Вот и решила.
Но потом ей популярно объяснили, что никаких детей она не получит: безработная, квалификации никакой, обеспечить детей не сможет, да еще и иностранка, так. что если и уйдет от него, то только сама по себе.
На этой установке она и прожила с мужем, который постепенно съезжал с катушек, последние лет 5. И вот в прошлом месяце объявилась. Позвонила, предложила выпить кофе. Отказываться было невежливо, хотя я не представляла, о чем нам с ней разговаривать.
Как я и думала, посиделки не задались. Лера, видимо, из вежливости поинтересовалась, как у меня дела, без интереса выслушала про повышение мужа, про третье место сына в конкурсе. Покивала она, а потом спросила, как я вообще могу здесь жить? Да еще и муж обычный работяга. Ну, допустим, не работяга, а специалист, причем востребованный, получил хорошую должность, доходы уже не средние. Но больше всего меня поразило то, что мне это сказала жена наркомана со стажем! Молчать я не стала, подколола ее, мол, конечно, Микке лучше. Лера, не сморгнув, подтвердила. Лучше, потому что иностранец. Больше того, главной новостью поделилась: детей привезла родителям - уже взрослые, могут о себе позаботиться, а сама сейчас уедет разводиться и искать себе нового финна. Одна приятельница обещала познакомить с холостяком. «Так что я ненадолго», - подмигнула Лера.
Не могу перестать думать об этом. Столько лет она жила с человеком, который мог притащить в дом страшную заразу, регулярно устраивал скандалы с побоями. И она оставалась с ним - почему? Потому что не надо было беспокоиться о деньгах? А теперь, когда дети выросли, сбросила их на родителей, чтобы избавиться от прежнего мужа и найти нового. Я вполне допускаю, что знаю далеко не все и полной картины не вижу, но она так спокойно и уверенно все говорила, что я поверила безоговорочно. И в то, что она считает свое замужество удачней моего, ведь мой муж не иностранец! Неважно, что мой Антон - успешный человек, уверенно поднимающийся по карьерной лестнице. Я тоже получаю прилично. Мы перебрались в квартиру побольше, машину поменяли в прошлом году, сейчас собираемся купить дачу. Мы вместе устраиваем свою жизнь, любим друг друга. И все равно мой брак хуже? Я понимаю, что у многих, кто вырос в 90-е, в голове отложилось, что там, за границей, хорошо, а здесь плохо. Что русский Ванька, каким бы ни был, хуже того же Микке, просто потому что он - русский.
Думала, вот опишу все - пойму. Но нет. Почему замужем за последним финном лучше, чем за моим Антоном, так и осталось для меня загадкой.