Найти в Дзене

Что такое абьюз на самом деле

Мы привыкли считать, что абьюз – это психологическое насилие по отношению к другому в виде навязывания чувства вины, злоупотребления своей властью, изоляции. Но моё мнение, что абьюз – это любое наше несогласие с решениями другого человека относительно его жизни, его тела, его чувств. Вот муж кушает сало или пьёт пиво. А я считаю, что это вредно для здоровья. И нравоучаю его. Это абьюз. Или муж любит сидеть перед телевизором или компьютером по ночам. А я считаю, что ночью нужно спать: циркадные ритмы и всё такое. Это абьюз. Или я люблю слушать молитвы разных религий: киртан, тибетские мантры, мусульманские зикры и т.д. А моя набожная, к примеру, мама будет причитать, что «это не по-христиански, это не наша вера». И это тоже абьюз с её стороны. Почему? Да потому что мы пытаемся управлять другим человеком: его чувствами, мыслями, желаниями. Да и вообще, его жизнью. А есть у нас такое право? С чего мы взяли, что имеем право решать за другого человека? Пусть это даже наш любимый муж, мама

Мы привыкли считать, что абьюз – это психологическое насилие по отношению к другому в виде навязывания чувства вины, злоупотребления своей властью, изоляции.

Но моё мнение, что абьюз – это любое наше несогласие с решениями другого человека относительно его жизни, его тела, его чувств.

Вот муж кушает сало или пьёт пиво. А я считаю, что это вредно для здоровья. И нравоучаю его. Это абьюз. Или муж любит сидеть перед телевизором или компьютером по ночам. А я считаю, что ночью нужно спать: циркадные ритмы и всё такое. Это абьюз. Или я люблю слушать молитвы разных религий: киртан, тибетские мантры, мусульманские зикры и т.д. А моя набожная, к примеру, мама будет причитать, что «это не по-христиански, это не наша вера». И это тоже абьюз с её стороны. Почему?

Да потому что мы пытаемся управлять другим человеком: его чувствами, мыслями, желаниями. Да и вообще, его жизнью.

А есть у нас такое право? С чего мы взяли, что имеем право решать за другого человека? Пусть это даже наш любимый муж, мама или ребёнок. Да, даже ребёнком мы не имеем право управлять. Мы думаем, что раз он маленький, то и решать ничего не может.

Мы говорим: «не бойся. Не плачь. Не расстраивайся. Тебе не больно.»

Хотите переведу, что это значит? Это значит: не чувствуй, не проявляй себя, не выражай эмоций. То, что ты делаешь или чувствуешь – ты не имеешь на это право.

У многих доходит до того, что они заставляют кушать ребёнка, когда он не хочет. Родители, видите ли, решили, что надо… А ребёнок чувствует иначе. Он не хочет. Сейчас не голоден. Или настроения нет, может, расстроен чем-то. Или эту еду не хочет. Я не говорю, что нужно вместо нормальной еды кормить вредными перекусами (конфеты, чипсы, газировка и т.д), которые так любят дети. Я имею в виду, что не нужно насиловать ребёнка едой.

Моя знакомая рассказала историю, как она поставила дочь в угол за то, что та отказалась кушать кашу. Девочка была упёртая. Она простояла в углу целый день, пока не упала в обморок. Мать эта, наверное, из лучших побуждений хотела накормить ребёнка. Точнее, из своих каких-то соображений. А может, просто хотела, чтобы ребёнок подчинялся. Но это было точно не из любви.

Если я люблю, я не буду навязывать своё мнение, а спрошу мнение любимого мне человека. И приму его, даже если оно противоречит моему.

Так что же, теперь, всё детям разрешать?

Нет, конечно. В семье должны быть правила и границы. Не наказания и подчинение своей воле, а иерархия и уважение личностей близких.

Родители обязаны обеспечить детям безопасность, образование, базовые потребности, родительский авторитет. Но каким способом?

Вот тут как раз многие уходят а абьюз, в подавление другого человека.

Но никто не обязан соответствовать нашим ожиданиям. Менять мы можем только себя, но никак не других.

И детей надо не воспитывать, а показывать пример. А то есть родители, которые курят или ругаются матом, а детям говорят: «Не делай так. Это плохо». Любой здравомыслящий человек понимает, что это абсурд. И, к сожалению, в этом абсурде мы живём.

Мы даже не замечаем, как сами абьюзим своих близких. Потому что с нами так поступали, и мы воспринимали это как проявление любви. Теперь сами так «любим» своих родных. А как же, из лучших побуждений…

Как говорит моя коллега: «Детей надо держать в ежовых рукавицах, чтобы нормальными выросли. Вот мне самой за провинность от мамы мокрой марлей прилетало. И ничего, золотая слеза не выкатилась. Нормальным человеком выросла: муж, дети, хорошая работа…»

Когда мы абьюзим, то считаем это проявлением заботы и любви по отношению к близким. А когда нас абьюзят – нам не нравится. Мы чувствуем, что любовью там и не пахнет…

Скажу вам по секрету: наши близкие в такой нашей заботе любви тоже не чувствуют. Чувства и тело нас не обманывают. Если всё сжимается внутри, в горле комок, хочется плакать, уйти, молчать – это не любовь. Это абьюз.

Мы требуем (ну или в душе хотим), чтобы к нам относились с уважением, с пониманием, принимали нас такими, как мы есть, любили искренне, чутко. А сами? Уж если сами не святые, стоит ли осуждать за то же самое других?

Я ни в коем случае не оправдываю абьюз (хоть и понимаю, что человек так себя ведёт не от лучшей жизни – больно ему). Абьюз терпеть нельзя! Если по отношению к вам поступают недостойно – не нужно это терпеть. Себя нужно защищать, о себе нужно заботиться.

Вы – самое ценное, что у вас есть.

Но и других не обижать…

Маргарита Солоницына