Найти в Дзене
KrotKanta

Философия заброшенного

Природа страха, на мой взгляд, преимущественно социальная. Брошенные здания, недострои, руины - наглядные символы неблагополучия. Исконная среда обитания тех, кто проиграл в гонке жизни: бомжи, алкоголики и всякие иные маргиналы. В массовой же культуре, выступающей основным источником формирования мировоззрения современного человека, все это, чаще всего, предстаёт сценой для убийств, криминальных

Почему городские руины вызывают у нас подспудный страх и, одновременно, мистически привлекают к себе?

Гарлемские мотивы.
Гарлемские мотивы.

Природа страха, на мой взгляд, преимущественно социальная. Брошенные здания, недострои, руины - наглядные символы неблагополучия. Исконная среда обитания тех, кто проиграл в гонке жизни: бомжи, алкоголики и всякие иные маргиналы. В массовой же культуре, выступающей основным источником формирования мировоззрения современного человека, все это, чаще всего, предстаёт сценой для убийств, криминальных разборок, зверств привидений и тому подобному. Помещать себя в подобные декорации, пусть даже отстранённо, несколько трепетно. Успех живет в других местах, поэтому солидному, взрослому человеку делать здесь нечего. Плюс того и гляди Фредди Крюгер набросится из-за угла: эдакая заброшеннофобия. Да и элементарная чистота. Неверный шаг и одежду можно испачкать. Потом химчистку оплачивай, а, возможно, и того хуже, мучайся поисками новой на маркетплейсах. Чуждый мещанскому благополучию мир пустоты. Пусть он существует, но нас не касается.

В ней правила одни и цель - одна.
В ней правила одни и цель - одна.

Подростки, пожалуй, главная, так сказать, целевая аудитория заброшенных строений, вне когорты представителей социального дна. Хотя причины, приводящие сюда и тех и других, отчасти схожие. Здесь нет гнетущих правил общества, которые приходится соблюдать, подчас, только из страха наказания. Можно укрыться от мира, отогреться душой, поговорить о сокровенном, найти себе подобного. Однако, для тинейджеров, в большей степени важны другие мотивы: неукротимое любопытство перед неизведанным, жажда первооткрывательства, свобода самовыражения. Всего того, что так старательно выхолащивается, к сожалению, именно в школе. "Отвечай по руке", "Учи по параграфу", "Переписывай"... Облупленная стена так не скажет. Именно поэтому многие городские руины - настоящие музеи стрит-арта. В докомпьютерную эпоху это были еще и идеальные места для игр: казаки-разбойники, прятки, страйкбол. Но потом дети вырастают и понимают, что учителя были правы и становятся нормальными членами социума.

Стена вместо холста.
Стена вместо холста.

К совсем уж редким категориям относятся фотографы, которые видят ту самую эстетику и устраивают фотосессию, так сказать, на любителя. И вот такие философствующие личности, ищущие истину ("черную кошку"), которой, вероятно, не существует ("в комнате, в которой ее нет"). Да, разрушенные дома хороший фон для уединенных размышлений о смыслах.

Свет в конце тоннеля.
Свет в конце тоннеля.

Если подойти к вопросу рационально и, если угодно, утилитарно, то тягу людей к таким местам, безусловно, имеет смысл преобразовать в нечто социально полезное. Любой такой объект - история. Приходит на ум Припять, используемый как живое напоминание ушедшей эпохи. Целое направление в туризме. А из уничтоженных зданий заводов делают арт-пространства. Хотя массово пока только в крупных городах, к сожалению. Да, и почему нельзя официально разрешить подросткам творчески экспериментировать там? Хотя, возможно, после официального разрешения это потеряет свою привлекательность.

Окно возможностей.
Окно возможностей.

А что вы думаете о заброшенных зданиях и заброшенности?