Найти в Дзене
Грустный Киберпанк

Сокращение поддержки и консолидация рынка

И снова здравствуйте, эксперты. Мы продолжаем свою ретроспективу 2025 года — и спекуляции на тему того, что ждет нас в 2026 году. В этот раз поговорим о ситуации с мерами поддержки отечественного IT и электроники, и о том, как это обещает повлиять на состояние отрасли. Год начался с масштабной ревизии. В марте Счетная палата прикинула, каких результатов достигли программы господдержки инновационной инфраструктуры в России. Под инновационной инфраструктурой подразумевается создание «технологической воронки» — от предакселерации команд до развития зрелых технологических компаний. Последствия было трудно назвать обнадеживающими: в ведомстве изучили, как Минобрнаунки, Минфин, Минэконом, Роспатент и другие структуры потратили 165,4 млрд руб с 2019 по 2023 годы, и результаты оказались «ниже среднего». Деньги уходят безвозвратно, возврат в казну оказался меньше чем 5% проектов, получивших поддержку. Тогда же, весной, по отраслям пробежала паника из-за вероятного возвращения западных конкур

Сокращение поддержки и консолидация рынка

И снова здравствуйте, эксперты. Мы продолжаем свою ретроспективу 2025 года — и спекуляции на тему того, что ждет нас в 2026 году. В этот раз поговорим о ситуации с мерами поддержки отечественного IT и электроники, и о том, как это обещает повлиять на состояние отрасли.

Год начался с масштабной ревизии. В марте Счетная палата прикинула, каких результатов достигли программы господдержки инновационной инфраструктуры в России. Под инновационной инфраструктурой подразумевается создание «технологической воронки» — от предакселерации команд до развития зрелых технологических компаний. Последствия было трудно назвать обнадеживающими: в ведомстве изучили, как Минобрнаунки, Минфин, Минэконом, Роспатент и другие структуры потратили 165,4 млрд руб с 2019 по 2023 годы, и результаты оказались «ниже среднего». Деньги уходят безвозвратно, возврат в казну оказался меньше чем 5% проектов, получивших поддержку.

Тогда же, весной, по отраслям пробежала паника из-за вероятного возвращения западных конкурентов: вся добытая господдержка, по их мнению, рисковала превратиться в тыкву. Так что АПКИТ просила продления субсидий, льготных кредитов и налоговых льгот. А АРПЭ проявила что-то вроде «политической смекалки» и попросила ввести для иностранных компаний требование «санкционной устойчивости» — возвращенцам нужно расписаться в том, что они не подчиняются санкциям и осуждают антироссийскую политику.

О результатах обращений не сообщалось, но есть ощущение, что вместо писем от поставщиков в ведомствах изучали отчет Счетной палаты.

Тем временем, на периферии наших любимых отраслей, пошли сдвиги. Радиоэлектронщикам подрезали крылья: госпрограмму поддержки сократили на более чем 12 млрд руб, довольно болезненный удар на фоне сползающего производства и усиления присутствия зарубежных вендоров. Одновременно с этим, Минпромторг развернул денежную трубу в сторону робототехники — ведомство предложило субсидии до 2,5 млрд руб для НИОКР в роботостроении и машиностроении.

Но, пожалуй, самый громкий удар произошел в сентябре. Госдума взялась за налоги и затронула меры поддержки для ИТ-отрасли, введенные еще в 2020 году. Из ключевого: ставка НДС до 22% повышается для всех секторов экономики, без исключения. При других обстоятельствах для разработчиков ПО из реестра отечественного софта это бы ничего не значило: государство обеспечивало для них привелигированную позицию. Но теперь, согласно правкам, пункт о нулевой ставке по НДС при коммерциализации ПО — В С Ё.

Страшно вспоминать, как затрещали тогда копья и щиты. Шесть отраслевых ассоциаций через два публичных обращения вышли к властям, с просьбой приостановить поправки. С одной стороны, айтишники традиционно пользовались беспрецедентными по своим масштабам мерами поддержки — о таких бустах даже та же электроника и не грезила. С другой стороны, и правда есть чем гордиться в айти: только за первые полгода экспорт наших IT-услуг составил 1,2 млрд $. И среди драйверов, конечно, не только жесткая конкуренция на внутреннем рынке, но и поддержка Минцифры. Вероятно, кэш сказал свое веское слово — и уже в октябре от идеи сокращать поддержку IT отказались.

На фоне всей этой кутерьмы мы продолжаем наблюдать тренд на консолидацию. В бурных водах то появляющейся поддержки, то исчезающей — путь к импортозамесу выдерживают только крупные суда. Вы это видели весь год, во многих около-айтишних отраслях: Yadro усиливает позиции в СХД, покупая долю в MIND Software, контрольный пакет «Аквариуса» куплен многопрофильным холдингом S8 Capital из-за финансовых проблем, над Fplus нависли тени от двух банков. Все это вписывается в прогноз Мосбиржи. Деньги тяжелее привлекать, поддержка будет сокращаться, выживут только сильнейшие. Консолидация будет продолжаться.

Еще в конце 2024 года мы говорили о том, что рынок продолжит идти по пути укрупнения. Оставим финансовым аналитикам право рассуждать, хорошо это или плохо — мы же будем надеяться, что индустрии хотя бы будем за счет кого прирастать.