Беглый монах убедил Польшу, что он чудом спасшийся царевич, собрал армию, захватил Москву и женился на католичке. Через год его разорвала толпа
Представьте: вам двадцать три года, вы беглый монах, сын мелкого дворянина, и у вас нет ничего, кроме дерзости и невероятной истории. Вы объявляете полякам, что вы - царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, который якобы погиб двенадцать лет назад, но на самом деле чудом спасся. Вы понимаете, что если вас разоблачат, вас четвертуют. Но вы идете ва-банк. Через два года вы въедете в Москву под колокольный звон, и народ будет кричать вам: “Государь!” Еще через одиннадцать месяцев этот же народ разорвет вас на куски.
Угличская драма
Чтобы понять историю Лжедмитрия, нужно вернуться на двенадцать лет назад, в маленький город Углич на Волге. 15 мая 1591 года там произошла трагедия, которая изменила судьбу России.
Царевич Дмитрий Иванович, младший сын Ивана Грозного от седьмой жены Марии Нагой, жил в Угличе вместе с матерью. Мальчику было восемь с половиной лет. В Москве правил его старший сводный брат Федор Иоаннович, слабый и болезненный царь, за которого фактически управлял шурин Борис Годунов.
В тот майский день царевич играл во дворе с детьми. Внезапно у мальчика случился приступ падучей болезни (эпилепсии, которая передалась ему от отца), он упал и напоролся горлом на нож, которым играл в «тычку». Так гласила официальная версия следствия, которое провел боярин Василий Шуйский.
Но мать царевича кричала, что ее сына зарезали подосланные убийцы. По Угличу прокатился бунт, толпа растерзала нескольких людей, которых обвинили в причастности к смерти царевича. Годунов жестоко подавил восстание, казнил и сослал около двухсот человек, а Марию Нагую насильно постригли в монахини под именем Марфа и сослали в дальний монастырь.
Тело царевича похоронили в Угличе. Но слухи о том, что убили не настоящего Дмитрия, а подставного мальчика, начали ходить почти сразу. Эти слухи были выгодны многим, кто был недоволен Годуновым.
Юрий Отрепьев: до легенды
Настоящее имя Лжедмитрия I, по официальной версии, было Юрий Богданович Отрепьев. Он родился около 1582 года в семье галицкого дворянина, который служил при дворе. Семья была небогатой, но имела связи с аристократическими кругами.
Юрий попал в услужение к боярам Романовым (будущая царская династия). Он был грамотным, способным, хорошо говорил, умел читать и писать. В доме Романовых он получил доступ к книгам, узнал о дворцовых интригах, видел, как живет знать.
Когда Борис Годунов начал преследовать Романовых, заподозрив их в заговоре, Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григорий. Это был способ спастись от репрессий. Он скитался по монастырям, пока не оказался в Чудовом монастыре в Кремле, где стал переписчиком книг.
Но монашеская жизнь была не для него. Григорий был честолюбив, умен, красноречив и мечтал о большем. В монастыре он изучал летописи, читал о царевиче Дмитрии, слушал разговоры о том, что мальчик, возможно, жив. И тогда в его голове родился безумный план.
Весной 1602 года монах Григорий бежал из Чудова монастыря. Патриарх Иов объявил его в розыск, обвинив в ереси. Но беглец уже скакал на запад, к польской границе. У него не было ничего, кроме монашеской рясы и невероятной истории, которую он собирался рассказать.
Польша: игра начинается
В Речи Посполитой (так называлось объединенное Польско-Литовское государство) Отрепьев объявился как царевич Дмитрий Иванович, чудом спасшийся от убийц Годунова. Его история была проста: в ту ночь в Угличе убили не его, а другого мальчика, а верные люди тайно вывезли настоящего царевича и прятали его все эти годы.
Первым, кто поддержал его (или сделал вид, что поверил), был князь Адам Вишневецкий, магнат с огромными владениями на Украине. Для Вишневецкого самозванец был удобным инструментом влияния на Москву. Он принял Лжедмитрия в своем замке, одел, вооружил, познакомил с нужными людьми.
Потом самозванец встретился с воеводой Юрием Мнишеком, еще более влиятельным магнатом. У Мнишека была дочь Марина, красивая, образованная, честолюбивая девушка. Лжедмитрий влюбился в нее. Мнишек видел в самозванце шанс сделать дочь русской царицей и обогатиться за счет Московского государства.
Они заключили тайный договор: Лжедмитрий обещал жениться на Марине, передать Мнишеку в управление Псков и Новгород, выплатить ему миллион злотых и разрешить строительство католических церквей в России. За это Мнишек обязался собрать для него войско.
Еще один важный шаг: Лжедмитрий тайно принял католичество. Для православной России это было немыслимо, поэтому об этом знали только посвященные. Польский король Сигизмунд III, узнав о переходе “царевича” в католичество, благословил поход на Москву, хотя официально не поддержал, опасаясь открытой войны.
Лжедмитрий собирает армию:
- Польских наемников - около 1500-2000 человек
- Запорожских казаков - около 2000
- Русских беглецов и авантюристов - несколько сотен
- Общая численность на старте похода - около 4000 человек
- Деньги давали польские магнаты в долг под будущие земли и привилегии
Поход на Москву
В октябре 1604 года Лжедмитрий с войском перешел русскую границу около Чернигова. Он объявил, что идет свергнуть узурпатора Годунова и вернуть себе отцовский престол. Успех зависел от того, поверят ли ему русские города.
И поверили. Первыми сдались небольшие пограничные городки. Потом пал Путивль, затем Рыльск, Курск, Белгород. Воеводы открывали ворота, народ встречал “царевича” колокольным звоном и хлебом-солью. Для простых людей он был символом надежды на лучшую жизнь после тяжелых лет правления Годунова, когда страну терзали неурожаи и голод.
Но в январе 1605 года под Добрыничами войско Лжедмитрия встретилось с царской армией под командованием князя Мстиславского и потерпело сокрушительное поражение. Из четырех тысяч человек у самозванца осталось меньше тысячи. Большинство польских наемников сбежали. Лжедмитрий укрылся в Путивле, где провел несколько месяцев в отчаянии.
Но тут судьба сделала невероятный подарок. 13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно умер. Ему было пятьдесят три года, скорее всего, случился инсульт. Трон перешел к его шестнадцатилетнему сыну Федору Борисовичу, умному и образованному, но неопытному юноше.
Страна погрузилась в хаос. Бояре, которые ненавидели Годуновых, увидели шанс избавиться от них. Армия начала массово переходить на сторону Лжедмитрия. Один за другим сдавались города. 1 июня 1605 года в Москве произошел переворот: бояре открыли ворота людям Лжедмитрия. Федора Борисовича вместе с матерью задушили (по одной версии - отравили). Его сестру Ксению насильно постригли в монахини. Династия Годуновых прекратилась.
Царь Дмитрий Иванович
20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Народ встречал его ликованием, многие плакали от радости. Боярская дума признала его законным государем. Патриарх Иов, который знал правду о смерти настоящего Дмитрия, был смещен и сослан в Старицкий монастырь.
Самым драматичным моментом стала встреча с Марией Нагой, матерью настоящего царевича Дмитрия. Ее привезли из Выксунского монастыря, где она жила под именем старица Марфа. Ее спросили: узнает ли она своего сына? Старая женщина, которую держали в заточении четырнадцать лет, посмотрела на молодого человека в царских одеждах и сказала: “Да, это мой сын Дмитрий”.
Почему она солгала? Может быть, устала от страданий и хотела покоя. Может быть, действительно не помнила лицо ребенка, которого видела последний раз восьмилетним. А может, ей пообещали свободу и почести, если она признает самозванца. Или просто боялась отказаться.
Лжедмитрий правил одиннадцать месяцев. За это короткое время он показал себя необычным царем. Он освободил многих политических заключенных, разрешил вернуться из ссылки опальным боярам, облегчил положение крестьян. Он был доступен для народа, лично принимал челобитные, разбирал жалобы. Он не спал после обеда, как было принято, а работал, изучал документы, вникал в дела управления.
При этом он вел себя не так, как полагалось русскому царю. Он не соблюдал строгих постов, ел мясо в постные дни, не ходил в церковь ежедневно, носил польское платье, держал при дворе музыкантов и устраивал балы. Для благочестивых москвичей это было подозрительно и оскорбительно.
Правление Лжедмитрия в цифрах:
- Продолжительность царствования - 11 месяцев и 3 дня (с 20 июня 1605 по 17 мая 1606)
- Освобождено из тюрем и ссылок - несколько сотен человек
- Жалование стрельцам увеличено
- Число поляков при дворе - около 1500-2000 человек
- Расходы на содержание двора значительно выросли
Марина и катастрофа
2 мая 1606 года в Москву торжественно въехала Марина Мнишек в сопровождении отца и около двух тысяч поляков. Свадьбу сыграли 8 мая. Марину короновали русской царицей, но она так и не приняла православие, оставшись католичкой. Для Москвы это было невиданным оскорблением веры и традиций.
Поляки вели себя вызывающе: пьянствовали, дебоширили, оскорбляли русских, врывались в дома, приставали к женщинам. Лжедмитрий не мог их остановить, боясь потерять поддержку. Терпение москвичей лопнуло.
Боярин Василий Шуйский, тот самый, который расследовал смерть царевича в Угличе, теперь начал распространять слухи, что на троне сидит самозванец, монах-расстрига Гришка Отрепьев, который обманул народ и привел в Москву поляков-еретиков. Шуйский готовил заговор.
На рассвете 17 мая 1606 года, через девять дней после свадьбы, в Москве зазвонили в набат. По улицам побежали вооруженные люди с криками: “Поляки бьют бояр!” Это был сигнал. Толпа бросилась убивать поляков. За несколько часов вырезали несколько сотен человек.
Последние минуты
Лжедмитрий проснулся от криков и грохота. Его телохранители пытались защитить царя, но их быстро перебили. Самозванец выпрыгнул из окна, сломал ногу при падении, но сумел добраться до стрелецких казарм. Он кричал стрельцам, что он царь, что это заговор бояр. Некоторые колебались.
Но тут подоспели люди Шуйского. Они привели бояр, которые кричали, что это не царь, а самозванец Гришка Отрепьев. Толпа озверела. Лжедмитрия начали избивать, кто-то выстрелил из пистолета, кто-то ударил алебардой. Его убили на месте.
Его труп волочили по улицам Москвы, выставляли на Лобном месте со скоморошьей маской на лице (издеваясь над его любовью к музыке и театру). Потом сожгли, прах зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел, на запад, в Польшу.
Марину Мнишек спасли, потому что она была царицей и беременной. Ее вместе с отцом выслали под надзор. Через два года она станет женой нового самозванца, Лжедмитрия II, родит от него сына и снова на короткое время станет “царицей”. Но это уже другая история Смутного времени.
Кем он был на самом деле?
Вопрос о том, кем был Лжедмитрий I, остается открытым до сих пор. Официальная версия: монах Григорий Отрепьев. Большинство историков с этим согласны. Но некоторые детали не складываются.
Лжедмитрий владел польским, латынью, говорил по-немецки. Он отлично знал дворцовый этикет, подробности жизни царской семьи. Он был хорошим наездником, метко стрелял, фехтовал. Откуда монах из Чудова монастыря взял все эти навыки? Правда, служба в доме Романовых могла дать ему многие из этих знаний.
Что точно известно: это был умный, харизматичный, смелый человек, который едва не изменил историю России. Или же он был всего лишь авантюристом, которому невероятно повезло, пока удача не отвернулась.
Подписывайтесь на канал. Завтра я расскажу о женщине, которая обманула всю Англию, притворившись принцессой из выдуманной страны и почти сошло с рук.