Найти в Дзене
В море книг

Прах отцов предавший

Как же хорошо в новогодние праздники читать сказки Пушкина! Что-то далёкое - далёкое из детства возвращается вновь. Что удивительно, пушкинский слог по-прежнему восхищает. Каждый раз находишь что-то новое в пушкинских строках. Помню, как мы смеялись над попом, когда нам в школе читали сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» артисты местного кукольного театра. Казалось, что наш звонкий смех окрылял их, и они читали сказку с особым вдохновением. Помните: «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С. Пушкиным в 1830 году в своей усадьбе Болдино Нижегородской области. Мы всегда считали, что образ Балды Александр Сергеевич взял вместо образа Иванушки-дурака из русских народных сказок. Но недавно услышал версию, будто бы крестьян окрестностей села Болдино, ходивших на отхожий промысел (подработку, по-современному), называли балдами. Так их отличали от крестьян других районов. Прошло много, много лет. Православная церковь новой России вдруг вспомн

Как же хорошо в новогодние праздники читать сказки Пушкина! Что-то далёкое - далёкое из детства возвращается вновь. Что удивительно, пушкинский слог по-прежнему восхищает. Каждый раз находишь что-то новое в пушкинских строках. Помню, как мы смеялись над попом, когда нам в школе читали сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» артисты местного кукольного театра. Казалось, что наш звонкий смех окрылял их, и они читали сказку с особым вдохновением. Помните:

«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С. Пушкиным в 1830 году в своей усадьбе Болдино Нижегородской области. Мы всегда считали, что образ Балды Александр Сергеевич взял вместо образа Иванушки-дурака из русских народных сказок. Но недавно услышал версию, будто бы крестьян окрестностей села Болдино, ходивших на отхожий промысел (подработку, по-современному), называли балдами. Так их отличали от крестьян других районов.

-2

Прошло много, много лет. Православная церковь новой России вдруг вспомнила, что она, прежде всего, воинствующая и стала диктовать правила жизни и поведения, а точнее, подчинения. Досталось и Александру Сергеевичу Пушкину. Запретить сказку о попе и его работнике Балде, удалить из школьной программы! Народ ужасался, как можно, ведь это – великий Пушкин! Церковники же гнули своё. Время всё расставило по своим местам. Теперь уж никто не вспоминает о богохульстве А.С. Пушкина. А он, меж тем, всегда был иносказателен. Обратите внимание, поп у Пушкина вполне мирно, по деловому ведёт свои хозяйственные дела с чертями, и загоняет их в должники.

-3

Где ж это видано, чтобы черти на церковных работали? Стоп! На церковных ли? Одни считают, что в сказке показан обобщающий образ священника сельского прихода. Поп происходит от слова «папа» в сельской церковной общине. Сельский приход, как правило, не богатый, а то стал бы священник землю возделывать, хозяйство вести? Священник не монах и мирские заботы ему не чужды. Можно ли считать его хозяйственную жадность грехом? Сложно сказать. Но есть и другая точка зрения. Во все века ходили по Руси вероотступники. Нынче их называют миссионерами, проповедникам западной веры. Они вроде и наши, и вроде тоже глаголили про Бога, но прославляли отнюдь не русскую веру. Их называли попами, от слова ПОП – «Прах Отцов Предавший». Многие исследователи пушкинского наследия считают, что поэт имел ввиду именно эту категорию верующих. Обратите внимание, что в церковном словаре и в помине нет слова «поп». Поп символизирует отрицательное отношение к служителям веры. Лишь коммунисты называли попами всех, кто служил в храмах.

Пушкин великолепен. Несколькими строками он описал идеал наёмного работника для частного бизнеса. Как говорится, дойную корову, т.е. работника, надо доить чаще, а кормить меньше.

-4

Концовка сказки, вообще, символизирует призыв к владельцам бизнеса. Мы пушкинские слова писали на дверях кабинета руководителя. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Интересно, пушкинскую «Сказку о попе и его работнике Балде» сильно уважали на флоте. Как только офицеры гидрографической службы начинают гидрологические промеры, опуская приборы в воду на длинном лине, обязательно кто-нибудь из особо любопытных поинтересуется, мол: «Чё, это вы тут делаете?» Ну не объяснять же! Ответ уже заранее был готов: «Помните, как у Пушкина:
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
Сейчас мы вам чертей, да бесов нагоним. Они вам устроят весёлую жизнь! Вон, первый идет, указывая идущего по причалу начальника». А т.к. моряки народ суеверный, то расспросы тут же прекращались и любопытствующие поспешали удалиться.

-5

Помню, был у нас суровый комдив с не менее суровой фамилией Крог. И был у нас начальник политотдела Сольда. Как-то утром 1 апреля кто-то из шутников по трансляции выдал на всю гавань:

«Жил-был Крог
Офицерский лоб.
Пошел Крог по причалу
Посмотреть в военторге товару.
Навстречу ему СольдА,
Идёт, сам не знает, куда»

Гавань взорвалась хохотом. Шедший капитан первого ранга Крог, остановился, постоял, быстро взлетел по трапу на крейсер. Через пару минут по громкой связи раздалось: «Ну, черти! На сегодня я вас прощаю, корм воробьям из вас сделаю в следующий раз. И зарубите себе на рыбьих носах, замполиты всегда знают, куда сами идут, и куда нас ведут. (пауза) А вот куда придём…» Послышался тяжелый вздох, и трансляция выключилась.
Вот такие они – бессмертные пушкинские строки.

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-6