"... Муж вышел из оцепенения и перевёл взгляд на Ларису, но сразу не ответил. Потом начал критиковать ужин. Оказалось, что котлеты пересолены, и есть их просто невозможно.
- Если бы я тебя не знал, подумал бы, что ты влюбилась, - закончил свою речь Андрей. - Хотя ты никогда и не умела готовить.
Лариса молча проглотила критические замечания в свой адрес. Она уже давно к этому привыкла и старалась не обращать внимания на едкие слова мужа. ..."
Читайте: Скучная жена
Всегда, когда Лариса раньше возвращалась домой, она начинала хозяйничать. Убирала, стирала и готовила. Сейчас же первым делом подошла к зеркалу, чтобы увидеть своё отражение. "Конечно, я уже не молода, - сказала она себе, посмотрев на лучики морщин возле глаз. Но тут же вспомнила слова героини из известного и любимого кинофильма: - В сорок лет жизнь только начинается. А мне ещё и сорока нет..."
Мысленно Лариса готовилась к разговору с мужем. Почему-то она была уверена: Андрей будет только рад разводу. Он ведь не раз и не два прямым текстом говорил, что жалеет Ларису, понимая, как ей тяжело будет без Наденьки, а так бы давно устроил свою жизнь. Не так давно дал понять: он ещё мужчина в расцвете лет, а время Ларисы уже прошло.
- Бабий век короткий, мы с тобой оба это знаем, - сказал он как бы между прочим. - Мужчины и в сорок лет нарасхват, потому что нас мало, а, если учесть, что к сорокам годам многие начинают злоупотреблять и не хотят ничего делать, только на диване лежат и смотрят телевизор, мы на вес золота. А вы, женщины, в таком возрасте успехом не пользуетесь.
Лариса тогда не стала спорить с мужем. Всё равно это было бесполезно. Андрей, если кого-то и слушал, то только сам себя. Она только сказала ему, что он тоже от спиртного не отказывается, что вывело его из себя. Он повысил голос и начал доказывать, что не зависим от алкоголя. Просто иногда просто необходимо расслабиться, так сказать, снять стресс, что он и делает. Но может обходиться без спиртного. Как и всегда, Лариса мужу ничего не доказала, и он остался при своём мнении.
"Наконец-то Андрей получит долгожданную свободу, чему будет рад, и я смогу начать новую жизнь, - думала Лариса. - С Иваном или без него, покажет время, но у меня начнётся другая жизнь".
... Сначала из домой вернулась Надя. Она вместе с одноклассниками ходила в кафе. Так ребята прощались, собираясь встретиться в следующем учебном году, который для них должен был стать последним учебным годом в стенах школы.
- Мамочка, какая ты сегодня была красивая! - с восхищением сказала Надя. Она называла Ларису не мама, а мамочка. Надя подошла к маме, обняла за плечи: - Я тебя очень люблю!
- Если бы ты знала, как я люблю тебя доченька! - ответила Лариса, и её сердце застучало сильнее. Дочь смотрела на неё с такой любовью, что Лариса, на миг представив, что скоро скажет о желании развестись, призадумалась, стоит ли это делать. Для Наденьки эта новость станет ударом. "Но она взрослая, должна меня понять", - успокоила себя Лариса. Главное, чтобы не устроил "концерт" Андрей.
... Муж вернулся с работы позже обычного. С Ларисой и Надей поздоровался сквозь зубы и прямиком направился в кухню, где начал стучать крышками от кастрюль и сковородками. Когда Лариса открыла дверь, то увидела, что муж сидит за столом, облокотившись на него. Глаза у Андрея были устремлены в одну точку. Он, наверное, и не заметил, что Лариса стоит рядом, потому что даже не шелохнулся.
- Андрей, скажи, пожалуйста, что-то случилось? - тихо спросила Лариса. - Ты сам не свой.
Муж вышел из оцепенения и перевёл взгляд на Ларису, но сразу не ответил. Потом начал критиковать ужин. Оказалось, что котлеты пересолены, и есть их просто невозможно.
- Если бы я тебя не знал, подумал бы, что ты влюбилась, - закончил свою речь Андрей. - Хотя ты никогда и не умела готовить.
Лариса молча проглотила критические замечания в свой адрес. Она уже давно к этому привыкла и старалась не обращать внимания на едкие слова мужа. Таким он был по своей натуре. Наверное, сказывалось то, что долго играл в КВН. Сарказма всегда было столько, что хоть отбавляй.
Лариса себе сказала, что сейчас самое время начать разговор о разводе, тем более, что Надя пошла к подруге.
- Андрей, не переживай, скоро кто-нибудь будет готовить такие котлеты, какие тебе нравятся. И раздражать тебя своим присутствием я скоро не буду. Знаешь, я долго думала и пришла к выводу: ты был прав, когда говорил, что мы с тобой слишком разные. Думаю, что нам надо развестись. Надя уже взрослая, она всё поймёт. Ещё год - и у неё начнётся самостоятельная жизнь.
Андрей выслушал жену спокойно, он даже усмехнулся, когда она закончила говорить и вопросительно посмотрела на него, ожидая ответа.
- Хм, интересно, и куда ты пойдёшь? - поинтересовался он. - Неужели покинешь столицу и переберёшься в деревню?
- Пока поживу в съёмной квартире, а потом решу, что делать дальше, - ответила она. - По твоей реакции вижу: ты не против. Значит, мы расстанемся мирно.
Лариса вышла из кухни и пошла в комнату. Но не успела она открыть шкаф, чтобы собрать вещи (уйти ей хотелось в ближайшее время, тем более, что в скором времени они с Надей собирались поехать в лагерь), как в комнате появился Андрей. Похоже, до него дошло, что слова жены - это не угроза.
- Лариса, то, что ты мне сейчас сказала, правда?
- Конечно. Разве такими вещами можно шутить? По крайней мере, для меня это неприемлемо.
Андрей подошёл к ней и попытался обнять, но Лариса сделала шаг в сторону.
- Ну, не злись, Лариска, не обижайся. Понимаю: ты обиделась, когда я ляпнул про эти котлеты, будь они не ладны. Подумаешь, привычное дело. Ты ведь привыкла за столько лет к моему "чёрному" юмору.
- То, что для тебя чёрный юмор, для меня обидные слова. Но дело не в котлетах. Мы с тобой уже давно стали чужими людьми. У тебя своя жизнь, а у меня своя. Каждому из нас пора идти своей дорогой.
- Подожди-ка, - почесал затылок Андрей. - Ты намекаешь на то, что у тебя кто-то есть? Как я не догадался. И платье ты себе новое купила, и перед зеркалом крутилась как вертихвостка, хотя раньше никогда этого не делала. Признавайся: кто он? Говори честно, потому что я всё равно всё узнаю. И тогда вам обоим не поздоровится! Все связи подключу, но того, к которому ты уходишь, в порошок сотру! Так и знай!
- Я ухожу не к кому-то, пойми, я ухожу от тебя! - спокойно, но твёрдо ответила Лариса. - Я ухожу в никуда. И оно мне кажется райским садом в сравнении с тем адом, в котором мне приходится жить в последнее время.
Андрей замолчал и присел на диван, выставив ногу так, чтобы Лариса не могла выйти из комнаты. Наверное, он только сейчас понял: жена его не пугает, её слова не расходятся с действиями. Терять Ларису Андрею не хотелось. Прожив на свете сорок лет, он прекрасно понимал: лучшей жены ему не найти. Его всё устраивало, ведь он мог жить так, как ему вздумается, позволял себе походы "налево", мог отправиться с приятелями на рыбалку с ночёвкой (правда, возвращался без рыбы), в общем, он на первое место ставил себя и свои интересы. И Лариса с этим молча соглашалась. Андрею никогда и в голову не могло прийти, что она возьмёт и исчезнет из его жизни. Поэтому сейчас он не знал, как быть. Видел, что угрозы на неё уже не подействуют.
- Лариса, присядь, пожалуйста, и послушай меня, - попросил он. - Если я в чём-то виноват перед тобой, ты прости. Но я стараюсь, работаю как лошадь не ради себя, а ради вас с Надей. Хочу, чтобы вы ни в чём не нуждались. Думаешь, что мне самому что-то надо? Я могу довольствоваться малым. Всё ради вас. И ты меня предаёшь? Думаешь, что я не мог уйти из семьи? Мог и не раз, но я понимал, что на мне лежит ответственность за семью. Я всегда возвращался домой, а ты... Ты решила предать нашу семью и нашу любовь?
- Андрей, не устраивай цирк или представление! - ответила Лариса, стараясь говорить тише. - Не знаю, как это назвать! О какой любви ты говоришь, если постоянно жил двойной жизнью? Ты не меня боишься потерять, а няньку! Ты ведь привык жить на всём готовом!
- Нет, Лариса, я всегда любил тебя одну. Может, говорил об этом редко, но любил. И сейчас очень люблю. Давай не будем спешить...
- Андрей, я уже всё решила. Поверь, что я не просто так завела с тобой разговор.
К удивлению Ларисы, Андрей больше ничего ей не говорил. Он пошёл в другую комнату и до утра не показывался. Ларисе стало тревожно. Она подумала, что муж, наверное, что-то замышляет...
Вечером следующего дня Андрей протянул Ларисе лист и попросил прочитать диагноз:
- Вот, возьми и прочитай. Я не хотел ничего говорить ни тебе, ни Наде, чтобы вы за меня не переживали. Думал, что сам справлюсь. Ты бы ничего и не узнала, если бы не твоё вчерашнее заявление. Если и после этого решишь уйти, то собирай вещи и уходи. Я держать не стану. Но только знай: после этого обо мне забудь навсегда! Даже в последний путь провожать меня не приходи! Понятно?
Лариса прочитала то, что было написано. Поначалу не знала, верить или нет, ведь у Андрея везде были знакомые. Потом сопоставила все факты: и то, что Андрей похудел, и то, что выпивать начал больше обычного, и то, что просил готовить ему не жареное, а вареное. Получалось, что он не обманывал, а действительно болел.
- Почему же ты молчал? - спросила Лариса.
- Я же говорил: не хотел вас с Надей расстраивать. Берег ваши чувства, - ответил он, а потом спросил: - Лариса, что ты решила? Будем разводиться?
- Нет, - тихо ответила Лариса. - Я не смогу оставить тебя в таком состоянии.
- Спасибо, значит, я не ошибся в тебе, - сказал Андрей и добавил: - Можешь мне не верить, но я люблю тебя!
Лариса ничего не ответила, она пошла распаковывать вещи, которые уже успела положить в чемодан.