208 лет назад, третьего января 1818 года, перестало биться сердце отважного и всемирно известного донского атамана Матвея Платова. Но какой же военачальник без любящей жены. Официально он был женат дважды, а когда овдовел, привёз себе из Европы компаньонку — англичанку дворянского происхождения.
Более подробно о любимых женщинах Платова в материале Rostov.aif.ru
«Бог даст, она и нас полюбит!»
У Матвея Платова было две жены. Впервые донской атаман связал себя узами брака, когда ему было 24 года, а его супруге −20.
С первой женой Надеждой Ефремовой он познакомился благодаря своему отцу. Войсковой старшина Иван Фёдорович Платов служил в составе казачьего полка под командованием атамана Донского казачьего войска Степана Ефремова и дружил с ним.
Как рассказывал Rostov.aif.ru писатель, член Союза писателей России Михаил Астапенко, 28-29 июня 1762 года, во время свержения Петра III в Петергофе, Иван Платов и Степан Данилович Ефремов находились вместе. Престол в результате дворцового переворота перешел к супруге Петра III , будущей Екатерине Великой. Тогда они и сговорились, что надо породниться: ведь у одного были сыновья, а у другого — дочери.
Надо сказать, что невеста Матвея Ивановича Платова Надежда Степановна Ефремова родилась в третьем браке её отца с Меланьей Карповной. Именно она известна тем, что благодаря ей во всём мире знают поговорку: «Наготовлено как на Меланьину свадьбу».
12 февраля 1777 года Матвей Платов женился на Надежде Ефремовой. По тогдашним меркам 24-летний Матвей считался уже зрелым мужчиной, который мог содержать семью. К тому моменту у жениха уже был собственный дом, построенный на бывших ефремовских погребах.
Напомним, родился донской атаман 8 (19) августа 1753 года в Черкасске в семье войскового старшины. И хотя образования он не получил, но грамоту знал с раннего детства. Чуть ли не с пелёнок казак сидел на коне. В 13 лет он уже урядник, в 20 лет командовал казачьим полком.
Свадьба Матвея и Надежды праздновалась по старинным казачьим традициям. Сначала были смотрины, когда Матвей под благовидным предлогом с двумя родственниками пришёл в дом невесты. Она понравилась старшей родне Платова и, уходя, они многозначительно сказали: «Бог даст, она и нас полюбит!»
Через несколько дней после смотрин Матвей прислал к матери Надежды, знаменитой некогда казачке-красавице Меланье Карповне, своих сватов, хватких и разбитных, которые понравились опальной атаманше. Получив её согласие на брак, сваты ушли. Потом, до свадьбы, прошли сговор, во время которого веселились, пили вино, крепкие меды и танцевали.
За два дня до свадьбы пришли смотреть приданое и отпраздновали подушки. А накануне этого дня был девичник, который стал последним праздником для невесты-девушки Надежды Ефремовой.
Свадьбу, как и требовал обычай, праздновали в воскресенье. Невесту была в богатом парчовом платье. Самые лучшие украшения из золота и серебра с драгоценными камнями блистали на ней.Матвей в это время вместе со священником, дружками и свахами направился в дом невесты, которая скромно сидела под образами святых, ожидая суженого. Оттуда молодые отправились в Воскресенский собор. В храмовом притворе невесту приготовили к венцу: расплели девичью косу, разделив её надвое так, как обычно носили замужние казачки.
После торжественного и долгого обряда венчания на крыльце родового дома Платовых их встретили родители жениха и мать невесты. Над головами новобрачных они держали хлеб и соль, под которыми прошли Матвей и Надежда, осыпаемые со всех сторон пшеницей, перемешанной с хмелем, орехами и мелкими деньгами. Родители щедро угостили свиту молодых, а Матвея и Надежду отвели в специально приготовленную брачную комнату. В 1778 году Надежда родила Матвею сына Ивана.
Да только недолго прожили молодые супруги — 15 ноября 1783 года Надежда Ефремова умерла. Её похоронили на Атаманском подворье в Старочеркасске. Её могила сохранилась до наших дней.
27 лет брака
В 1785 году Матвей Платов женился во второй раз. На этот раз на Марфе Кирсановой — дочери Дмитрия Мартынова, бригадира, который позже стал генерал-майором. Она была младше Матвея на семь лет, для неё этот брак был вторым.
Влюблённые венчались в Воскресенском войсковом соборе Старочеркасска. И это был самый продолжительный брак Матвея Платова, так как он просуществовал до декабря 1812 года. Во втором браке у Матвея Ивановича родились четыре дочери и два сына: Марфа, которая была замужем за полковником Степаном Дмитриевичем Иловайским, Анна, Мария — супруга генерал-майора Тимофея Дмитриевича Грекова, Александра, Матвей — генерал-майор, награждён орденом св. Георгия четвёртого класса «За отличия в сражениях с французами» и Иван.
Вторая супруга Марфа Дмитриевна умерла в то время, когда Матвей Иванович изгонял Наполеона из России.
Чуть позже был заграничный поход русской армии, в котором Платов командовал корпусом. Он вернулся домой в августе 1815 года, посетил могилу первой жены и могилу родителей в Старочеркасске. Но только к тому времени Матвей Иванович уже был не один. На донскую родную землю он привёз иностранку.
«Это не для хвизики, это для души»
История третьей любимой женщины «вихорь-атамана» началась в 1814 году . Именно тогда 63-летний Матвей Иванович во время своего визита в Лондон познакомился с дворянкой Элизабет.
Британцы были в восторге от героя войны 1812 года, его в прямом смысле носили на руках: однажды горожане пронесли его после богослужения в одной церкви от дверей храма до кареты. Мощная харизма донского атамана очаровала Элизабет, которая ни слова не знала по-русски. Впрочем, и сам атаман не говорил на языке своей британской возлюбленной.
«Она добрая душа и девка благонравная. К тому же такая белая и дородная, ни дать ни взять ярославская баба», — так о ней отзывался сам Платов.
Говорили, что якобы пара даже обвенчалась, но официального подтверждения этому нет. Женой донского атамана англичанка так и не стала. Платов называл её компаньоншей. Генерал-лейтенанту и поэту Денису Давыдову о новой пассии атаман говорил так: «Это не для хвизики, это для души».
После долгой зарубежной поездки Матвей Платов вернулся на Дон с Элизабет, но прожить долгую счастливую совместную жизнь им не было суждено: Матвей Иванович простудился и умер 3 января 1818 года. После смерти возл 2cf юбленного Элизабет вернулась обратно в Англию, где её следы просто затерялись.
К великому сожалению, сегодня нет ни одного портрета любимых женщин донского атамана Матвея Ивановича Платова. Остался только крест в Атаманском подворье в Старочеркасске на могиле первой жены Платова Надежды Степановны.