— Прости, милая, но матушка не хочет нашей свадьбы, а я против ее воли не пойду, — пробормотал Муханов.
Растерявшаяся Аврора молчаливо отвернулась, желая, чтобы он скорее ушел. Тогда бы она могла дать волю горьким слезам. Сердце юной красавицы было разбито.
Аврора появилась на свет 1 августа 1808 года. Ее отцом был выборгский губернатор — барон Карл Юхан Шернваль, а матерью Ева Густава фон Виллебранд. В семье помимо Авроры были старший брат и две младшие сестры. Все дети были хорошенькими, но особенной привлекательностью отличались сестры Эмилия и Аврора. Первая была нежной блондинкой, а вторая жгучей брюнеткой.
Когда Авроре было два года, ее отец скончался. Мать через несколько лет снова вышла замуж и вся семья перебралась в столицу Финляндского княжества. Отчим Авроры был влиятельным лицом в городе, поэтому дети Евы росли в атмосфере роскоши и благополучия.
Время шло. Аврора подрастала. К девятнадцати годам она превратилась в ослепительную красавицу. Темные волосы удачно оттеняли фарфоровую кожу, а выразительные глаза придавали лицу загадочность.
На балах, устраиваемых местными аристократами, девушка ловила восхищенные взгляды. Однако сама Аврора была сдержана, немногословна и далека от желания флиртовать. Ее молчаливость создавала вокруг нее преграду, которую с легкостью и азартом преодолел симпатичный русский офицер Александр Муханов, служивший в Финляндском корпусе.
Темпераментный Муханов был мастером покорения женских сердец. Он посылал Авроре корзины цветов, писал ей длинные страстные письма, при встречах называл "Богиней Зари". Учитывая эффектную внешность офицера, прозванного ближайшим окружением "синеглазым дьяволом", легко представить, как трепетало невинное девичье сердечко при встречах с ним.
Семья девушки, видя напор офицера, уже начали считать его ее женихом. Да и он сам не скрывал от нее, что хочет жениться на ней.
— Съезжу к матери в Россию, получу благословение на брак и вернусь, — говорил Александр.
Увы, по возвращении Александр растерял весь прежний любовный пыл. Увидев его, Аврора удивилась холодности молодого человека, а он, отведя ее в сторону от любопытных глаз, сбивчиво проговорил, что мать решительно против их брака, и он не может ее ослушаться.
— Мать... не желает? — тихо переспросила Аврора, словно не веря собственным ушам. В ее голове до сих пор звучали его уверения в любви, она помнила письма с клятвами, а теперь он хотел ей сказать, что все кончено.
Муханов что-то бормотал о долге, о невозможности идти против воли семьи, но Аврора его уже не слышала. Она остолбенела от нахлынувшей душевной боли. Хотелось, чтобы он исчез. Кивнув ему, она с ледяным спокойствием, которое ей стоило невероятных усилий, отвернулась и пошла прочь.
Вскоре Александр получил новое назначение и покинул финский городок.
Аврора долго переживала предательство любимого человека. Чтобы унять боль, сменить обстановку и начать жизнь с чистого листа, она последовала за семьей своей сестры Эмилии в Петербург.
Когда в начале 1830 года две прекрасные сестры появились в петербургском свете, они произвели настоящий фурор, затмив собою всех признанных красавиц. У них появилось множество поклонников, среди которых были поэты, посвящавшие им чудесные строки.
Красавиц сразу же прозвали "финляндскими звездами". Особенно ярко сияла Эмилия, о которой грустно вздыхал молодой Лермонтов, посвятивший ей мадригал "Графиня Эмилия белее, чем лилия".
Стройней её талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии
Конечно, эти строки подогревали всеобщее восхищение. В то время как за Эмилией закрепилась слава неприступной крепости (она была счастлива в браке), к Авроре присматривались с интересом, гадая, кому же достанется смуглокожая прелестница. Однако девушка ни к кому не высказывала симпатии и к ухаживаниям оставалась равнодушна.
Аврора поселилась в семье сестры, и ее проживание там растянулось на несколько лет.
В 1833 году судьба подготовила Авроре жестокий сюрприз...
В тот день девушка была приглашена на очередной бал. Проплывая в вальсе, она подняла взгляд, и сердце ее затрепыхалось от волнения. Прямо перед ней, в просвете между гостями, стоял Муханов.
Александр не сводил с Авроры ошеломленного взгляда. На лице бывшего жениха отчетливо читалось изумление, смешанное с немым вопросом. Перед ним была уже не та робкая девушка, от которой он так легко отказался. Перед ним сияла "финляндская звезда", не сомневающаяся в своей красоте и осознающая свое могущество над мужскими сердцами. В ее осанке, во всем облике читалось спокойствие и чувство превосходства. Он ощущал себя, как некогда Онегин. Хотелось воскликнуть: "Ужель та самая Аврора?".
Муханов дождался окончания танца и подошел к девушке. Ему, опытному ловеласу, не составило труда понять, что она все еще любит его. Удивительно, но Аврора растаяла, забыв о пережитом унижении. Она простила его.
К тому моменту Аврора была фрейлиной императрицы, имела приличный доход и считалась хорошей невестой. У Муханова, напротив, дела шли неважно, за ним тянулся шлейф материальных проблем.
Вскоре Аврора получила от Александра предложение. Она, не раздумывая, согласилась. Родные, конечно, недоумевали, но пришлось смириться с ее неразумным выбором.
Сохранилось письмо Муханова перед свадьбой, адресованное приятелю:
На днях нелегкая дернет жениться. Пришлось подыматься на аферы: вообрази, в теперешний холод езжу здесь по городу в холодной шинели, и то в чужой, не на что сшить теплой.
Счастливая невеста уехала в родной Гельсингфорс готовиться к свадьбе. День бракосочетания был уже назначен. Но судьба приготовила Авроре новый удар. Приехавший жених оказался сильно болен. Несколько дней и ночей невеста не отходила от своего жениха, лежащего в постели. Она поила его бульоном, читала ему книги, шептала пламенные слова любви и надежды. Увы, болезнь не отступала, а усугублялась.
В день, когда должна была состояться свадьба, жених скончался. Ему был всего тридцать один год.
Оглушенная горем Аврора совершила поступок, поразивший всех своей трагической верностью. Она сама поехала сопровождать тело жениха в его родовое имение, чтобы похоронить на родной земле. И там среди чужих лесов и полей осталась жить почти на два года.
Когда Аврора вернулась в Петербург, ее уже было нельзя назвать прежней "финляндской звездой". В ее красоте появилась трагическая глубина, а во взгляде печаль пережитого.
О дальнейшей судьбе Авроры напишу в следующем материале.
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.