Найти в Дзене
За гранью реальности.

Алмазы дьявола. Почему самый мощный водопад Африки до сих пор пугает людей!

Ауграбис похож на мрачного великана, его воды падают со 146-метрового обрывистого края плато в ущелье, пробитое рекой Оранжевой в кристаллических породах. Представляете, в граните! Какая мощь! Здесь мало кто бывал, Ауграбис надежно охраняется от любопытных пришельцев бесконечными песками пустыни Калахари. К нему долго нужно идти вдоль самой большой реки Южной Африки — Оранжевой. Думаете, это

Ауграбис похож на мрачного великана, его воды падают со 146-метрового обрывистого края плато в ущелье, пробитое рекой Оранжевой в кристаллических породах. Представляете, в граните! Какая мощь! Здесь мало кто бывал, Ауграбис надежно охраняется от любопытных пришельцев бесконечными песками пустыни Калахари. К нему долго нужно идти вдоль самой большой реки Южной Африки — Оранжевой. Думаете, это из-за цвета воды она так называется? Нет, ее назвали певооткрыватели-европейцы в честь голландского правящего дома принцев Оранских (поголландски — Огапёе). Перед водопадом Оранжевая разбивается о скалистые оставки и образуя нечто вроде дельты шириной 7 километров. Потом ее воды врываются в узкую каменную щель и с бешеным ревом падают вниз с мощностью 1 000 кубометров в секунду! При этом водопад поднимает волны высотой с двухэтажный дом , а в тучах водяных брызг, разлетающихся на 100 метров над Ауграбисом, сверкает вечная радуга. 

Рев Ауграбиса, усиленный стократным эхом, разносится далеко по окрестностям. Недаром местные жители-готтентоты дали ему такое название (Ауграбис на их языке означает «очень шумное место»). Они, между прочим, по сей день боятся приближаться к водопаду: здесь сотни лет живет легенда о страшном божестве, которое обитает в глубоком омуте под Ауграбисом. А еще среди буров упорно ходят слухи о том, что в «исполиновом котле» Ауграбиса за долгие века накопилось несметное количество крупных алмазов, принесенных рекой Оранжевой из верховьев. Что вполне вероятно, ведь в ЮАР находятся самые известные алмазные копи. 

Именно в Трансваале был найден в свое время крупнейший из зарегистрированных в мире алмазов — «Куллинан», весом 3 000 каратов, то есть 600 граммов! Рассказывают также, что много лет назад в исключительно жаркое лето, когда река почти пересохла, несколько смельчаков решились нырнуть в каменную чашу под водопадом, но лишь один из них вернулся из пучины. Выбравшись на берег, он упал замертво. Когда товарищи разжали его кулак, они увидели два великолепных алмаза чистой воды. Но больше желающих рискнуть не нашлось... 

Три четверти года, пока не наступит сезон дождей, Оранжевая представляет собой мирную речку и любой желающий может перебраться через нее по выступающим камням. Но даже в это время подобраться к самому краю водопада непросто: неверный шаг грозит падением в ревущую бездну каньона. Однако зрелище, я вам доложу, грандиозное! Именно в сухой сезон ущелье Оранжевой, лишенное зелени, выглядит особенно величественным — мрачным, но прекрасным! Самые отважные туристы пытаются проникнуть к подножию водопада, преодолев каменные нагромождения 10-километрового каньона. Что их привлекает? Помимо захватывающего вида вертикально падающей с высоты небоскреба ревущей водной стены, они хотят увидеть на дне ущелья десятки странных круглых отверстий разного диаметра. Загадка их происхождения всегда будоражила умы, пока ученые не объяснили: их выточили лежавшие вуглублениях скалы камни. Эти булыжники под действием падающих струй сотни лет вращались на одном месте и просверлили что-то вроде колодцев. Иные из таких «колодцев» достигают двухметровой глубины, а на дне всегда лежит «виновник происшедшего» — галька или валун. 

Недавно в Бокспуте, у границы с Юго-Западной Африкой, нашли урановую руду. Это значит, что река Оранжевая скоро потеряет покой. В течение нескольких часов люди снимали водопад кинокамерой и на мобильники, делали зарисовки и, разглядывая каньон через бинокль, рассуждали о том, что и миллионы лет назад эта фантастическая панорама была точно такой же. А первобытный человек, наверное, так же замирал от восторга, созерцая божественную красоту. Интересно, оставил ли он какие-нибудь следы? «Да, оставил! кивает журналист из Йоханнесбурга.

Ученые находили здесь явно обработанные камни, инструменты, скребки, топоры...» В каменном веке, вероятно, по берегам Оранжевой бродили целые стада диких животных, а сейчас осталось всего несколько горных зебр и зайцев.

Когда солнце стало садиться и по расселинам Ауграбиса поползли тени, склоны скал вдруг заиграли разными оттенками — от золотисто-коричневого до пурпурного и темно-фиолетового».