Сразу мы знакомимся с главным героем.
"Замечательно умно! - думает сердито девятилетний Даня Иевлев, лежа животом на шкуре белого медведя и постукивая каблуком о каблук поднятых кверху ног.
Сами заперли меня в темную гостиную, а сами развлекаются тем, что увешивают елку. А от меня требуют, чтобы я делал вид, будто ни о чем не догадываюсь. Вот они какие - взрослые!"
Даня - производная форма мужского имени Даниил. Буквальный перевод: "Бог - мой судья".
Описание погоды и атмосферы.
"На улице горит газовый фонарь, и золотит морозные разводы на стеклах, и, скользя сквозь листья латаний и фикусов, стелет легкий золотистый узор на полу".
Даня рассуждает о предстоящем празднике.
"Ну, придут знакомые мальчики и девочки и будут притворяться, в угоду большим, умными и воспитанными детьми.
Затеют какую - нибудь прескучную игру. Дядя Ника прочитает вслух ненатуральным, актерским, "давлючим", как говорит Сонина няня, голосом рассказ о бедном мальчике, который замерзает на улице, глядя на роскошную елку богача. А потом подарят готовальню, глобус и детскую книжку с картинками.
А коньков или лыж уж наверно не подарят... И пошлют спать."
Вот так пессимистически он заканчивает.
Далее он рассуждает о отце.
"Вот и папа...он самый главный человек в городе и, конечно, самый ученый... недаром его называют городской головой... Но и он мало чего понимает.
Он до сих пор думает, что Даня маленький ребенок, а как бы он удивился, узнав, что Даня давным - давно уже решился стать знаменитым авиатором и открыть оба полюса".
Далее идет описание внешности Дани и его одежды.
"Он худощавый, но стройный и крепкий ребенок. На нем коричневая из рубчатого бархата курточка, такие же штанишки по колено, черные гетры и толстые штиблеты на шнурках, отложной крахмальный воротник и белый галстук. Светлые, короткие и мягкие волосы расчесаны, как у взрослого, английским прямым пробором".
Дома Даня окружен женщинами.
"Весь дом полон женщинами - тетя Катя, тетя Лиза, тетя Нина, мама, англичанка...
Женщины, ведь это те же девочки, только старые.
Вот нянька говорит часто: "Ты наш принц".
И правда, Даня, когда был маленький, думал, что он - волшебный принц, а теперь вырос и знает, что он бедный, несчастный принц, заколдованный жить в скучном и богатом царстве".
Вот и название рассказа.
Рассказ состоит из четырех частей.
Описание другого мира для Дани.
"Даня хорошо знает, что все это - детвора из соседнего бедного и старого дома, "уличные мальчишки" и "дурные дети", как их называют взрослые: сыновья сапожников, дворников и прачек. Но Данино сердце холодеет от зависти, восторга и любопытства.
От няньки он слыхал о местном древнем южном обычае: под Рождество дети в складчину устраивают звезду и вертеп, ходят с ними по домам - знакомым и незнакомым, - поют колядки и рождественские кантики и получают за это в виде вознаграждения ветчину, колбасу, пироги и всякую медную монету".
Описание погоды.
"Черное небо, белый, скользкий нежный, скрипящий под ногами снег, беготня света и теней под фонарем на тротуаре, вкусный запах зимнего воздуха, чувство свободы, одиночества и дикой смелости - все это как сон!"...
Описание бедных детей.
""Дурные дети" как раз выходили из калитки соседнего дома, когда Даня выскочил на улицу.
Над мальчиками плыла звезда, вся светившаяся красными, розовыми и желтыми лучами, а самый маленький из колядников нес на руках освещенный изнутри, сделанный из картона и разноцветной папиросной бумаги домик - "вертеп Господень".
Этот малыш был не кто иной, как сын иевлевского кучера".
Рождественский вертеп - композиция, воспроизводящая сцену Рождества Иисуса Христа в пещере (вертепе) и выраженная в разных творческих формах.
Слово "вертеп" происходит от старославянского "пещера" - именно в пещере, согласно преданию, родился Спаситель.
Создание вертепа как панорамной композиции с сюжетом Рождества Христова некоторые ученые приписывают католическому святому Франциску Ассизскому (13 век).
На Руси, по мнению ряда ученых, вертепы могли появиться с ее крещением в 10 веке, но первые достоверные сведения о существовании вертепов в России относятся к концу 16 века.
Отношение ребят к Дани.
"-Иди, иди... Нам с тобой не велено водиться...
-Ну - к что ж... Давай деньги - иди в компанию".
Описание вечера.
Чудесный был вечер. Звезда остановилась перед освещенными окнами, заходила во все дворы в подвалы, лазила на чердаки. Остановившись перед дверью, предводитель группы - тот самый рослый мальчишка, который недавно побранился с Даней, - начинал сиплым и гнусавым голосом:
Рождество Твое, Христе Боже наш...
И остальные десять человек подхватывали вразброд, не в тон, но с большим воодушевлением:
Воссия мирови свет разума".
Их ритуалы.
"Иногда дверь отворялась, и их пускали в переднюю. Тогда они начинали длинную, почти бесконечную колядку о том, как шла царевна на крутую гору, как упала с неба звезда - красна, как Христос народился, а Ирод сомутился. Им выносили отрезанное щедрой рукой кольцо колбасы, яиц, хлеба, свиного студня, кусок телятины. В другие дома их не пускали, но высылали несколько медных монет. Деньги прятались предводителем в карман, а съестные припасы складывались в один общий мешок.
В иных же домах на звуки пения быстро распахивались двери, выскакивала какая - нибудь рыхлая толстая баба с веником и кричала грозно:
-Вот я вас, лайдаки, голодранцы паршивые... Гэть! Кыш до дому!"
Реакция Дани на все.
"Как стая воробьев после выстрела, разлетелись по всей улице маленькие христославщики. Высоко прыгала в воздухе, чертя огненный след, красная звезда.
Дане было жутко и весело скакать по галопом от погони, cлыша, как его штиблеты стучат, точно копыта дикого мустанга, по скользкому и неверному тротуару".
Даня раскрылся в этой компании.
"Заходили к лавочникам, к подвальным жителям, в дворницкие. Благодаря тому, что выхоленное лицо и изящный костюм Дани обращали общее внимание, он старался держаться позади. Но пел он, кажется, усерднее всех, с разгоревшимися щеками и блестящими глазами, опьяненный воздухом, движением и необыкновенностью этого ночного бродяжничества.
В эти блаженные, веселые, живые минуты он совершенно искренно забыл и о позднем времени, и о доме, и о мисс Дженерс, и обо всем на свете, кроме волшебной колядки и красной звезды.
И с каким наслаждением ел он на ходу кусок толстой холодной малороссийской колбасы с чесноком, от которой мерзли зубы. Никогда в жизни не приходилось ему есть ничего более вкусного!"
Мальчик вырвался из привычной среды обитания, и начал познавать незнакомую для него жизнь.
Но он встретил тетю Нину и мисс Дженерс.
"При выходе из булочной, где звезду угостили теплыми витушками и сладкими крендельками, он только слабо и удивленно ахнул, увидя перед собою нос к носу тетю Нину и мисс Дженерс в сопровождении лакея, швейцара, няньки и горничной.
Тетя Нина - за одну руку, мисс Дженерс - за другую повели беглеца домой".
Возвращение в привычную среду обитания и жизнь.
"Он вышел к своим маленьким гостям вымытый, свежий, в новом красивом костюме.
Очень скучно было притворяться благовоспитанным мальчиком, с хорошими манерами и английским языком, но добросовестно заглаживая свою недавнюю вину, он ловко шаркал ножкой, целовал ручку у пожилых дам и снисходительно развлекал самых маленьких малышей".
Только отец понял его.
"Посмотрите, мальчик пробегался, и какой у него здоровый вид. Нельзя держать мальчика все время в вате".
Но женщины не поняли его.
"Но дамы так дружно накинулись на него и наговорили сразу кучу ужасов о микробах, дифтеритах, ангинах и о дурных манерах, что отец замахал руками и воскликнул:
-Довольно, довольно! Делайте, как хотите.. Ох, уж эти мне женщины!..."
Как всегда женщины все портят.
"Бедный принц" - счастье не в социальном положении и в деньгах, а в том как воспринимать тут или иную ситуация, и проживать ее.
Автор показал два мира, и неизвестно какой из них счастливее.
Так же в рассказе присутствует христианский мотив.