Я часто сталкиваюсь с мнением, что витамины-БАДы – это подвид «фуфломицинов». Что продажа витаминов – это способ «относительно честного отъема денег у населения». Уверенность этих людей базируется на утверждении «тем, кто полноценно питается - витамины не нужны!»
И это действительно так! Вот только почему они уверены, что они питаются полноценно? Может быть, они ведут дневник съеденного и подсчитывают количество полученных из еды витаминов? Или они регулярно, 4 раза в год сдают анализы по всем витаминам?
Обычный ответ: «мне не нужно сдавать анализы – и так я это знаю!». Но тут правильнее было бы говорить не «я это знаю!», а «я в это верю». В Конституции прямо прописана свобода вероисповедания. Что подразумевает в том числе и право верить в ненужность витаминов.
Просто не надо путать «знание» и «веру». Особенно печально, что такой «вере» оказываются подвержены серьезные врачи, действительно пекущиеся о здоровье своих пациентов.
Почему государство не видит гиповитаминозы?
Ответ кроется в истории развития медицины в СССР, а потом – в России. Основа современной структуры государственной медицины была заложена в далекие послевоенные годы. Медиков катастрофически не хватало. Не хватало больниц, инструментов, медикаментов. О чем тут говорить – не хватало ваты и бинтов.
В этой ситуации все медицинские проблемы разделились на неотложные и те, которые могут подождать. Структура государственной медицины выстраивалась для противодействия тяжелым заболеваниям, наносящим вред здесь и сейчас.
Таким как тяжелые инфекционные болезни, опасные травмы, серьезные хирургические операции. А все остальное, что могло подождать пару месяцев или год – откладывалось. Потому что ресурсов на все не хватало и требовалось в первую очередь спасать жизни.
Другим немаловажным фактором была неразвитость технологий биохимического анализа. В 1960-ых было не так-то и просто провести анализ крови человека для определения гиповитаминоза.
Только в началу 1970-ых академическая советская медицина всерьез занялась проблемами питания и, в частности витаминами. Были составлены справочники, описывающие содержание полезных веществ в различных продуктах.
Справочник Скурихина пережил три переиздания и до сих пор используется диетологами и нутрициологами, опирающимися на научный подход. А ведь прошло уже почти полвека от его последнего переиздания.
В середине 1980-ых научная диетология стала из чисто академической дисциплины потихоньку проникать в обычную медицинскую практику. Но, к сожалению, началась Перестройка. На смену ей Перестройке пришли «лихие 90-ые».
И государственная медицина опять отбросила все проблемы, которые не требовали решения здесь и сейчас. Постепенно такой подход к медицине стал привычным, традиционным. Врачи стали сосредотачиваться только кризисных явлениях.
У пациента высокое давление? Сбить его таблеткой, а причину можно выяснить уже после. Потом, когда-нибудь. Когда доктор не будет перегружен работой. Никогда.
Проблема гиповитаминозов в том, что они не приводят к моментальному кризису. Вместо этого гиповитаминоз похож песок, попавший в механизм – подтачивает наше здоровье незаметно, но постоянно.
Задайте себе простой вопрос – когда вам в последний раз врач в поликлинике назначал анализ на гиповитаминоз? Не рекомендовал между делом и не занося в карту, а именно официально назначал? Я более чем уверен – вы не сможете такового вспомнить.
При этом существуют официальные коды медицинских действий для таких анализов. Например A09.05.221 – «Исследование уровня 1,25-ОН витамина Д в крови». Или A12.06.060 – «Определение уровня витамина В12 (цианокобаламин) в крови».
Если не назначали именно вам – то может быть назначали кому-то еще? Вашему родственнику? Знакомому? Сослуживцу? Уверен и такого случая вы не припомните. Но если такие анализы не назначаются – то они и не проводятся. Но если такие анализы не проводятся – то откуда появится официальная статистика по гиповитаминозам? Правильно – не откуда.
Именно поэтому российская официальная медицина и не видит гиповитаминозов. Не потому, что была собрана статистика, которая показали отсутствие гиповитаминозов. А потому что статистика по этому вопросу вообще не собирается.
Действительно ли распространены гиповитаминозы?
Впрочем, отсутствие официальной статистики по этому вопросу не говорит о распространенности гиповитаминозов среди населения. Лишь о том, что государственная медицина ничего не знает о такой проблеме если она есть.
Впрочем, и в России, и за ее пределами проведено достаточно популяционных исследований, говорящих о широком распространении гиповитаминозы. Приведу лишь некоторые исследования и их заключения.
Оценка витаминной обеспеченности населения крупного административно-хозяйственного центра Западной Сибири
Проведена оценка витаминного статуса жителей г. Омска (106 мужчин и 135 женщин) в возрасте от 18 до 75 лет по содержанию витаминов А, D, Е, К, С, В1, В5, В6, В9, В12 в сыворотке крови. Недостаток витаминов у большинства (63,2 ± 3,8%) обследованных носил сочетанный характер.
Выявлен выраженный недостаток витамина D и фолиевой кислоты соответственно у 70,9 ± 3,6% и 63,2 ± 5,6% обследуемых лиц. Установлено, что значительная часть населения испытывает недостаток витаминов В1 (47,5 ± 4,2%), В6 (49,7 ± 3,8%), и витамина Е (47,1 ± 4%). Частота обнаружения сниженной обеспеченности витамином С составила 16,2 ± 3,4%, В12 13,2 ± 3,2% соответственно.
Витаминный статус взрослого населения Российской Федерации: 1987-2017 гг.
В обзоре, посвященном характеристике динамики витаминного статуса за период с 1987 года по настоящее время, результаты 16 обследований (проведенных в 2015-2017 годах) достаточности витаминов С, А, Е, В2 и В6 среди взрослых мужчин и женщин трудоспособного возраста (около 1200 человек), проживающих в различных регионах Российской Федерации, были сопоставлены с частотой дефицита витаминов среди населения в предыдущий период.
Дефицит витамина В2 по-прежнему выявлялся у значительного числа обследованных (25-75-й перцентиль составлял 30-50%) и встречался примерно с той же частотой, что и в предыдущий период. Недостаток витаминов группы В у взрослого населения по-прежнему встречался гораздо чаще, чем дефицит витаминов А, Е и С. Частота комбинированного дефицита трех и более витаминов (включая, помимо витаминов С, А, Е, В2 и β-каротина, витамины D, В6, В12, фолаты) в настоящее время колеблется от 5 до 39%.
Гиповитаминоз D у нормального, по-видимому, здорового городского населения Европы
Для целей данного исследования недостаточность витамина D определялась как концентрация 25-гидроксивитамина D в сыворотке крови < 15 нг/мл. Из общей численности населения (n = 126) у 34% концентрация 25-ОН витамина D составляла <15 нг/мл.
Средняя +/- стандартное отклонение концентрации 25-ОН витамина D в сыворотке крови среди общей популяции, населения с достаточным и недостаточным уровнем витамина D составила 19,4 +/- 7,7, 23,6 +/- 6,4 и 12,1 +/- 2,3 нг/мл соответственно.
На основании этих данных мы делаем вывод, что дефицит 25-ОН витамина D встречается чаще, чем считалось ранее, и не ограничивается группами высокого риска.
Распространенность дефицита витаминов среди внешне здорового городского взрослого населения: оценка по субклиническому статусу и пищевому рациону.
Среди исследуемой популяции общая распространенность дефицита витамина B2 была поразительно высокой (50%), за которым следовали витамины B6 (46%), активный витамин B12 (46%), общий витамин B12 (37%), фолаты (32%), D (29%), B1 (11%) и A (6%).
Гипергомоцистеинемия (ГГЦ) была широко распространена (52%) среди участников исследования. Что касается пищевого потребления, то наименьшая ПА была для витамина B12 (4%) и фолатов (9%), за которыми следовали витамины A (22%), B2 (33%), B6 (30%) и B1 (59%).
Популяционный анализ уровня витамина B12 в общей популяции и у лиц с сахарным диабетом 2 типа на юго-западе Колумбии
В популяционных исследованиях распространенность дефицита B12 колеблется от 2,9% до 35%. В общей популяции (участники с СД2 и без него) распространенность дефицита B12 составила 17,8%; пограничного уровня — 19,3%; а нормального уровня — 62,9%.
Распространенность дефицита увеличивалась с возрастом и была значительно выше у лиц в возрасте ≥60 лет. У пациентов с сахарным диабетом 2 типа распространенность дефицита была значительно выше у лиц без сахарного диабета 2 типа.
В качестве заключения
Надеюсь, приведенные выше исследования убедят вас в том, что гиповитаминозы широко распространены, а не являются выдумкой бессердечных рекламщиков. И если вы скептически относились к витаминам – то прочитав эту статью, хотя бы задумаетесь – а на чем основана ваша уверенность в том, что гиповитаминозы – это миф?