Найти в Дзене
Исторические мелочи

«Военный поход» из кабардино-балкарского музея

В коллекции Национального музея Кабардино-Балкарской Республики обнаружилась батальная (ну, по крайней мере, военной тематики) картина с условным названием «Военный поход» Опубликованное в Госкаталоге музейного фонда описание произведения немногословно: «Картина "Военный поход". Художник Филиппов. Период Кавказской войны». Действительно, в правом нижнем углу присутствует подпись автора «Филиппов 1862 (7)». Нижняя часть последней цифры скрыта рамкой, поэтому сложно определить «2» там или «7», но, как кажется, более похоже на «2». С высокой степенью вероятности автором картины является Константин Николаевич Филиппов (1830-78). В его творчестве достаточно много («много», конечно, с поправкой на его достаточно недолгую жизнь) картин и графических работа на кавказскую тематику, а также на сюжеты Крымской войны. Вот, например Однако если воспринимать содержащуюся в музейном описании картины ремарку «период кавказской войны» как указание на то, что изображенные на ней события происходят в ход

В коллекции Национального музея Кабардино-Балкарской Республики обнаружилась батальная (ну, по крайней мере, военной тематики) картина с условным названием «Военный поход»

Опубликованное в Госкаталоге музейного фонда описание произведения немногословно:

«Картина "Военный поход". Художник Филиппов. Период Кавказской войны».

Действительно, в правом нижнем углу присутствует подпись автора «Филиппов 1862 (7)». Нижняя часть последней цифры скрыта рамкой, поэтому сложно определить «2» там или «7», но, как кажется, более похоже на «2».

С высокой степенью вероятности автором картины является Константин Николаевич Филиппов (1830-78). В его творчестве достаточно много («много», конечно, с поправкой на его достаточно недолгую жизнь) картин и графических работа на кавказскую тематику, а также на сюжеты Крымской войны. Вот, например

К.Н. Филиппов «Северный Кавказ. Арба»
К.Н. Филиппов «Северный Кавказ. Арба»

Однако если воспринимать содержащуюся в музейном описании картины ремарку «период кавказской войны» как указание на то, что изображенные на ней события происходят в ходе этой самой Кавказской войны, возникает множество вопросов. Почему предположительно русские войска используют в упряжке орудия столь странных для регулярной армии тягловых животных – ослов, быков? Безусловно, в ходе боевых действий всякое бывает, случается и массовая убыль тяглового конского состава, и в этом случае приходится как-то выходить из ситуации имеющимися на местности средствами. Но все же, вкупе с остальными деталями картины, это выглядит странно. Почему так непривычно одеты солдаты, если предполагается, что это русские солдаты? Что за красные куртки? Что за странные красные кепи? Оставим здесь за скобками кратковременное существование в Бутырском и Московском пехотных полках в 1854 г., в период их пребывания в Крыму, своеобразных головных уборов, представлявших собой «нечто среднее между австрийским кепи и прежним кивером». Это не они. Тем более, что ряд военнослужащих на картине облачены и вовсе в шляпы цивильного вида с круглыми полями.

Честно признаюсь, сначала, при первом взгляде на рассматриваемую картину у меня возникло подозрение, что перед нами какой-то сюжет из Парагвайской войны 1864-70 гг. Для Парагвайской армии того периода были характерны похожие красные куртки

К. Лопес «Парагвайский окоп в битве при Курупайти», 1899 г.
К. Лопес «Парагвайский окоп в битве при Курупайти», 1899 г.

Однако на самом деле все, конечно, гораздо проще. На картине изображены гораздо более знаменитые носители красных рубашек, чем бедные парагвайские солдаты. Вот они

Ф. Палицци «Группа гарибальдийцев», 1860 г.
Ф. Палицци «Группа гарибальдийцев», 1860 г.

А вот и их легендарный предводитель собственной персоной на втором плане картины Филиппова

-5

А вот он же на рисунке Т. Скарпелли

-6

Конечно же, это Джузеппе Гарибальди в своем «фирменном» пончо, привезенном из Уругвая, и его знаменитые «краснорубашечники». Учитывая предположительное время создания картины Филиппова (1862 г.), на ней, скорее всего, изображен эпизод из истории «Экспедиции Тысячи», приведшей к присоединению Королевства обеих Сицилий к Сардинскому королевству.

Действующие лица установлены. Осталось объяснить такое внимание к далекому итальянскому сюжету со стороны русского художника, обычно обращавшегося к кавказским и крымским сюжетам. Мне представлялось полезным для этого выяснить, какой резонанс имела в России деятельность Гарибальди в «режиме реального времени», то есть при жизни героя и в период его наибольшей активности. Удалось найти данные, что с 1861 по 1908 г. книги самого Гарибальди или о нем, самого разного жанра издавались в России 539 раз, то есть в среднем 11 раз в году. Отношение к его персоне и деятельности было самым разным – от совершенного восторга до признания его заслуг, но со скептической оценкой его ориентированности на взаимодействие с массами в ходе объединения Италии. Но, так или иначе, Гарибальди был в России и при жизни широко известен и, можно сказать, популярен.

Однако и в данном случае все оказалось гораздо проще. Как выяснилось, автор картины из кабардино-балкарского музея К.Н. Филиппов в начале 1860-х гг. (и в частности конкретно в 1862 г.) находился на учебе в Италии! Таким образом, он находился фактически в эпицентре и деятельности Гарибальди, и его славы. Поэтому его обращение к гарибальдийскому сюжету вполне объяснимо.

Итак, на картине К.Н. Филиппова «Военный поход» из собрания Национального музея Кабардино-Балкарской Республики изображен эпизод одного из походов Джузеппе Гарибальди и его «краснорубашечников», скорее всего – «Экспедиции тысячи» 1860-61 гг.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.

Напоминаю, что канал "Исторические мелочи" теперь есть и в Телеграм - https://t.me/IstMelochi Подписывайтесь, читайте либо там, либо тут. Или и там, и тут)))

Музеи
137 тыс интересуются