Найти в Дзене
Li Fay

Народные праздники династии Хань. Часть 2

В восьмом месяце отмечался праздник, во время которого обычно совершали жертвоприношения предкам. В округе Хэдун он считался главным календарным праздником. Несколько более подробное описание обрядов, совершавшихся в день осеннего равноденствия, мы находим у Цуй Ши. В качестве жертвенной пищи в восьмом месяце использовались просо и свинина (в день зимнего солнцестояния, например, просо и баранина). Жертвоприношения в это время совершались на общинном алтаре земли, а также на могилах предков. Помимо жертвоприношений предкам праздник «середины осени» включал также церемонии в честь духов: «В начале месяца посредством гадания выбирается подходящий день. Совершаются жертвоприношения духам, которым молятся ежегодно и посезонно». Цуй Ши дополняет это предписание следующим: «В течение семи дней до этого никто из членов семьи не должен посещать дома, где носят траур по умершему или где есть новорожденные младенцы». По традиции праздник «середины осени» рассматривался как наиболее подходящее вр

В восьмом месяце отмечался праздник, во время которого обычно совершали жертвоприношения предкам. В округе Хэдун он считался главным календарным праздником.

-2

Несколько более подробное описание обрядов, совершавшихся в день осеннего равноденствия, мы находим у Цуй Ши. В качестве жертвенной пищи в восьмом месяце использовались просо и свинина (в день зимнего солнцестояния, например, просо и баранина). Жертвоприношения в это время совершались на общинном алтаре земли, а также на могилах предков.

Помимо жертвоприношений предкам праздник «середины осени» включал также церемонии в честь духов: «В начале месяца посредством гадания выбирается подходящий день. Совершаются жертвоприношения духам, которым молятся ежегодно и посезонно». Цуй Ши дополняет это предписание следующим: «В течение семи дней до этого никто из членов семьи не должен посещать дома, где носят траур по умершему или где есть новорожденные младенцы».

По традиции праздник «середины осени» рассматривался как наиболее подходящее время для свадеб.

Свадебные свечи
Свадебные свечи

С восьмым месяцем в Ханьской империи был связан также обычай, согласно которому уездные чиновники должны были производить проверку реестров населения для выявления престарелых. Всем, кому в этом году исполнилось 70 лет, жаловали почетный посох и специальное угощение. Посох имел украшение в виде голубя. В ханьском погребении близ Увэя, в Ганьсу, были обнаружены деревянные таблички с текстом указов, связанных с пожалованием почетных посохов.

В одном из них, обнародованном императором Чэн-ди в 31 г. до н.э., говорилось: «Получивший посох по достижении семидесятилетия приравнивается к чиновнику с окладом жалованья 600 даней зерна. Входя во дворец, он не должен отбивать земных поклонов, а совершив незначительное преступление, не наказывается ударами палки. Всякий обидевший его считается совершившим самое тяжкое преступление».

Нефритовое навершие почётного посоха
Нефритовое навершие почётного посоха

В другом указе отмечалось, что «престарелые получают посох, на котором изображен голубь; все могут видеть его. Этот посох приравнивается к бунчуку... Имеющий его может свободно входить в присутственные места и пользоваться дорогами по обе стороны императорского тракта. Если посох будет продан на рынке, он вновь не выдается». Там же были обнаружены деревянные посохи, о которых говорилось в тексте императорских указов; длиной они 194 см, в верхней части на них насажено выточенное из дерева изображение птицы 18-19 см в длину.

В восточноханьское время в южном пригороде Лояна существовала кумирня, посвященная престарелым. В восьмом месяце в ней приносили жертвы духу долголетия.

-5

В одиннадцатом месяце, с наступлением зимнего солнцестояния, начиналась подготовка к зимним праздникам, главным из которых был ла: «В двенадцатом месяце… приносят жертвоприношения рисом и мясом диких гусей. Кроме того, за пять дней до этого убивают свинью, а за три дня барана. За два дня совершают пост для внутреннего очищения, а затем готовят необходимую утварь, убирают в доме и моются. После этого совершают жертвоприношение ла своим предкам… На следующий день, именуемый малым Новым годом, ставят вино и призывают души предков спуститься. Следует попотчевать вином также старших и уважаемых лиц… На следующий день вновь совершают жертвоприношения… Тремя днями позже, когда семейные церемонии закончены, приглашают в гости родичей по клану, родственников со стороны матери и жены, соседей и приезжих… В это время отдыхать должны также земледельцы и работники… В этом месяце духи собираются покидать людей. После церемонии зимних жертвоприношений следует молиться на могилах прежних правителей, учителей, родственников и друзей, чтобы проявить свое уважение к усопшим и не забывать их».

В это же время совершали разнообразные жертвоприношения духам дверей, колодца, очага и т.д. Так, например, существовало поверье, что, если во время зимних праздников зарыть в углу усадьбы круглый камень, на следующий год можно будет избежать болезней.

Праздничное шествие
Праздничное шествие

Но самой яркой и запоминающейся частью зимнего праздника, которую с нетерпением ожидали все, от мала до велика, было шествие но. Смысл этого обряда заключался в «изгнании злых духов». Когда к нему готовились при дворе, выбирали сто двадцать мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет, раздавали им красные головные повязки и ручные барабаны. Двенадцать человек надевали маски священных животных. Руководил церемонией фансянши, одетый в пурпурную куртку и алую плахту, с медвежьей шкурой на плечах. На нем была маска с четырьмя золотыми глазами. Когда все было готово, ряженые нараспев произносили заклинание, а мальчики хором подхватывали его. Затем фансянши пускался в пляс, увлекая за собой 12 животных. С факелами в руках они преследовали злых духов сначала во дворце, а затем на улицах города. Шествие заканчивалось тем, что горящие факелы бросали в реку.

По словам Ван Чуна, обряд «изгнания злых духов» символизировал «проводы старого и встречу нового». Он пользовался огромной популярностью в народе. Ритуально-магическое тесно переплеталось в нем со светским, карнавальным.

Позднее предновогодние шествия с ряжеными все больше и больше утрачивают свое первоначальное культовое назначение, превращаясь в простонародное зрелище. Поэтому уже в ханьское время раздаются голоса, предлагающие запретить горожанам устраивать карнавалы с «сотней игр». Несколькими столетиями позже конфуцианцы добились этого запрещения, хотя традиции народных празднеств не прервались. Они были восприняты средневековой городской жизнью, оказав заметное влияние на формирование многих жанров народной литературы и оставшись составной частью культуры китайцев позднейшего времени.