Редут Кора
17 июля 1868 года не принесло облегчения изможденным защитникам Умайты, но уже на следующий день парагвайцы одержали еще одну локальную победу, на этот раз на противоположной стороне реки. Два аргентинских батальона двинулись вдоль лесистого берега в наступление на редут Кора, недавно возведенный парагвайцами между фортами Андаи и Тимбо. Расположенный на единственной дороге между двумя стратегически важными пунктами, он прикрывал пути отхода и снабжения, что было серьезной угрозой для союзного контроля над Чако.
В тот день аргентинские части угодили в засаду, устроенную полковником Бернардино Кабальеро. Сперва небольшой отряд парагвайцев обстрелял врагов из ружей, затем притворным отступлением вывел их на замаскированную в зарослях батарею. Нескольких легких орудий с близкого расстояния дали сокрушительный залп картечью, буквально выкосив целые шеренги наступающих. Сразу после этого из-за деревьев выскочили около пятисот парагвайских солдат и штыковым ударом обратили противника в бегство. Они гнали уцелевших аргентинцев почти до самого Андаи, пока не наткнулись на бразильских пехотинцев, выведенных полковником Ривасом из форта для спасения союзников. Контрудар бразильцев позволил прекратить кровавое избиение.
Несколько десятков аргентинцев, включая командиров обоих батальонов — полковников Мигеля Мартинеса де Оза и Гаспара Кампоса, — оказались отрезанными от основных сил и прижатыми к реке. На предложение сдаться они ответили категорическим отказом.
Позже солдаты Риваса обнаружили исколотое штыками тело де Оза, а полковник Кампос и еще тридцать пять человек попали в плен к парагвайцам. Перед этим Кампос успел бросить с обрыва в воду батальонное знамя, чтобы оно не досталось врагам. Два месяца спустя полковник Кампос умер от дизентерии в лагере Ломас Валентинос. Всего аргентинцы потеряли более четырехсот человек убитыми и ранеными, парагвайцы – 120. За эту блестящую операцию полковника Кабальеро повысили в звании до генерала, признав его тактическое дарование и решительность.
Меж тем, обстановка в Умайте приняла катастрофический характер. В крепости оставалось более трех тысяч бойцов, продовольствие было почти полностью исчерпано, связь с внешним миром отсутствовала, солдаты с каждым днем слабели от мучительного голода. Цитадель, лишенная продовольствия и поддержки, превратилась в смертельную ловушку. Полковник Франсиско Мартинес начал подготовку к полной эвакуации. Единственный путь к спасению лежал через реку Парагвай, а затем через джунгли Гран-Чако, маршрут, который месяцем ранее проделал сам Маршал Лопес. Однако для переправы нескольких тысяч человек имелось лишь полтора десятка лодок, вмещавших не более десяти-пятнадцати человек каждая. Форсирование реки такими силами затянулось бы надолго, неминуемо привлекло бы внимание бразильских наблюдателей и привело бы к кровавой бане под огнем броненосцев.
Великий исход
Полковник Мартинес разработал дерзкий обманный маневр, призванный скрыть отступление. Ночью 24 июля, в день рождения Маршала Лопеса, в крепости горели костры, светились окна домов и играл оркестр. Это создавало у врага иллюзию обычной жизни гарнизона, отвлекая внимание от реальных событий на реке. Тем временем, под покровом темноты, солдаты в тишине спускали на воду лодки и плоты, сооруженные из разобранных деревянных построек.
Первая партия, около 1200 человек, беспрепятственно переправилась на противоположный берег Чако. Они разбились на небольшие группы и пешим порядком двинулись на север, к Тимбо, огибая по широкой дуге форт Андаи. На юге маячил силуэт дежурного бразильского броненосца, но его экипаж ничего не заметил из-за отсутствия прожекторов. До рассвета успели переправиться примерно 1200 человек.
На следующую ночь переправа возобновилась, крепость покинули еще около 1000 солдат и офицеров. Поначалу все шло нормально, но ближе к утру один из отрядов наткнулся на бразильский патруль. Завязалась ожесточенная перестрелка, парагвайцам удалось отбиться, однако теперь бразильцы знали об эвакуации.
В третью ночь, с 25 на 26 июля, Умайту оставили последние защитники – около полутора тысяч человек во главе с полковником Мартинесом. После соединения с первыми двумя партиями бывший гарнизон Умайты обнаружил, что союзные войска, вышедшие из форта Андаи, перекрыли все проходы к Тимбо. Парагвайцы, встреченные свинцом, не смогли прорваться сквозь вражеские заслоны и вынуждены были занять круговую оборону. Путь к спасению оказался отрезан.
Двадцать шестого июля союзники беспрепятственно вошли в опустевшую крепость. Там они обнаружили более 180 различных орудий, а также большие запасы неизрасходованных ядер и бомб. Примерно 120 пушек парагвайцы перед уходом вывели из строя, заклепав стволы или затравочные каналы. Остальные, по словам бразильцев, были пригодны к немедленному применению. Осада Умайты, наконец, завершилась, но цену этой победы еще предстояло осознать.
Исла Пои: голодная смерть и капитуляция
Переправившийся гарнизон Умайты оказался заблокирован на Исла Пои – узкой полосе земли в болотах Чако. Силы генерала Риваса, доведенные до 10 тысяч человек, полностью замкнули кольцо окружения. Союзники перебросили в лагуну Вера более 60 плавсредств, некоторые с орудиями. Броненосцы заняли позиции, позволявшие им простреливать Исла Пои, а на западном берегу разместили артиллерию. Эти силы вели непрерывный огонь: днем и ночью, сменяясь по регулярным сменам, одиннадцать орудий и две тысячи винтовок безостановочно обстреливали парагвайцев со всех сторон. За неделю по ним было выпущено несколько тысяч снарядов.
Условия на Исла Пои были нечеловеческими. Бойцы стояли по пояс в воде, раненые тонули, не имея возможности получить помощь. Голод достиг крайней степени: «парагвайцы съели последних лошадей и теперь питались ягодами и небольшим количеством ружейного масла». Разумеется, это не помогало, а лишь вызывало болезненные спазмы.
Капеллан бразильской армии падре Игнасио Эсмеррата несколько раз приближался к опушке леса с распятием и белым флагом, убеждая окруженных сдаться. Отчаявшиеся солдаты отказывались, возможно, в надежде на помощь из Тимбо, которая так и не пришла. Прошла неделя мучений. Люди умирали от голода. Некоторые стрелялись, чтобы прекратить страдания, другие выбирались из леса по ночам, сдаваясь поодиночке.
Наконец, 5 августа полковник Мартинес, ослабевший от голода настолько, что едва мог говорить, еле слышно приказал всем способным держаться на ногах выйти из леса с белыми флагами. Вышли немногие, но от них союзники узнали, что сопротивляться больше некому. Солдаты альянса прочесали лес, то и дело натыкаясь на жуткие картины: похожие на скелеты, но еще живые люди тут и там лежали рядом с трупами, часть из которых уже начала разлагаться. Живых, вместе со сдавшимися ранее, насчитали 1334 человека: 1238 мужчин и 96 женщин. Сколько из них умерло в последующие дни, неизвестно, но наверняка немало. Генерал Ривас, принимавший капитуляцию, отметил доблесть защитников, офицерам разрешили сохранить личное оружие.
Цена поражения
Падение Умайты стало переломным моментом войны, но цена этой победы оказалась высокой, а судьбы многих участников – трагическими. Полковник Паулино Ален, ослепший на один глаз после попытки самоубийства, предстал перед трибуналом Лопеса по обвинению в измене и был расстрелян. Жена полковника Мартинеса, двоюродная сестра Лопеса, была арестована, подвергнута жестоким пыткам и расстреляна за отказ свидетельствовать против мужа.
Согласно условиям Тройственного пакта, крепость Умайта подлежала полному сносу. В августе 1868 года Ричард Бертон описал разрушенную церковь Святого Карла Борромео, святого покровителя Лопеса-старшего. Ее руины по сей день остаются единственной уцелевшей частью крепости. Лагерь союзников в Умайте Бертон охарактеризовал как «comercio» или «camp bazar» – «помойный базар» с флагами всех наций, грязными лачугами, борделями и праздношатающимися солдатами. Это место, где «пьяные головорезы слушали гитару или аккордеон», а повсюду «мелькали юбки и амазонки недвусмысленного призвания», представляло собой разительный контраст с героической обороной.
В Умайте союзники захватили 144 железных и 36 латунных орудий, 600 мушкетов, 400 штыков. Это были последние значимые трофеи войны для союзников, поскольку парагвайцам так и не удалось возместить утраченное вооружение. В дальнейшем численность артиллерийского парка парагвайской армии не превышала нескольких десятков стволов.
Стратегическое значение Умайты, которую Лопес изначально считал неприступной, оказалось колоссальным. Ее падение открыло реку Парагвай для союзного флота, сделав возможным быстрое продвижение к Асунсьону.
Однако истинная сила Умайты подверглась критической переоценке со стороны союзных командиров и наблюдателей. Инженер Томпсон назвал ее «слабейшей позицией», на взятие которой потребовалось тринадцать месяцев осады. Бразильские моряки «почти стыдились» того, что она так долго сопротивлялась. Бертон назвал её «чудовищным обманом» и считал, что крепость можно было взять штурмом с потерей всего пятисот человек. Даже Маршал Кашиас, войдя в крепость, признал: «Умайта была не более чем большим укрепленным загоном. Своей славой она обязана тайне, которая её окружала». Он также добавил, что «крепость могли бы взять ещё 16 июля, если бы решились потерять еще 500 или 600 человек».
Уроки войны, подведенные генералом Шерманом в его мемуарах, гласили, что «земляные укрепления, особенно полевые, впредь будут играть важную роль в войнах, поскольку они позволяют меньшим силам сдерживать превосходящие на время, а время — наиболее ценный ресурс во всех войнах».
Сила Умайты заключалась не в ее стенах, а в искусном использовании рельефа местности, что давало обороняющимся огромное преимущество. Эти укрепления, возведенные в труднопроходимой местности, превратили крепость в гигантского ленивца, который, несмотря на свою неповоротливость, оказался смертельно опасным для любого, кто осмеливался приблизиться.
Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.
Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762
Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/
Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась. Не
забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового
материала.