В связи с 15-летним юбилеем воссоединения древлеправославных христиан России и Грузии, Освященный Собор РДЦ (декабрь 2024 г.) благословил церковное почитание святых Грузинской Древлеправославной Церкви.
Среди них - преподобнаго отца нашего Епифания Хандзтийскаго Чудотворца (2-я пол. IX в.). День памяти 5 (18) октября.
Прп. Епифаний [Епифане, Етвифане; груз. ეპიფანე, ეტვიფანე], чудотворец, настоятель монастыря Хандзта (IX в.), ученик и последователь прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Сведения о нем содержатся в «Жизнеописании святого Григола Ханцтели» (Hieros. Iber. 2, XI в.).
Прп. Епифаний, один из первых учеников прп. Григория, покинув Тбилиси, пришел в опустошенную арабами Кларджети (Юж. Грузия, ныне территория Турции), где под руководством прп. Григория возрождалась монашеская жизнь. В Житии прп. Григория Епифаний назван Великим; о нем сказано, что он «своей скромностью достиг степени своего наставника», который «благословил его на место настоятеля основанного Григорием монастыря» (Мерчуле. 1963. С. 291, 293). В этом же источнике подробно описываются чудеса Епифания: исцеление умиравшего 7-летнего мальчика близ горы Хорасуни, глухонемого и слабоумного от рождения 10-летнего отрока, изгнание бесов из женщины и др. (Там же. С. 291-292).
В одном из эпизодов Жития описано, как прп. Григорий продемонстрировал гостям из монастыря Недзви, основанного учеником прп. Григория прп. Феодором, чрезмерную скромность Епифания и его полное послушание учителю: святой благословил Епифания облачиться и совершить литургию. Когда литургия началась, прп. Григорий ударил жезлом Епифания по голове, приказав прекратить богослужение и разоблачиться. Епифаний безропотно исполнил все и вернулся к прп. Григорию, который повторно благословил Епифания облачиться и продолжить службу (Там же. С. 293).
Место погребения прп. Епифания неизвестно; полагают, что он был похоронен в монастыре Хандзта.
__________________________________________
Грузинский монастырь Хандзта (Турция)
Когда-то эта территория принадлежала Грузии. Монастырь был построен в конце VIII в. прп. Григолом Хандзтели. По преданию, место это он выбрал по воле Бога. Здесь в те далекие времена жил только один монах. который просил не начинать строительство до его смерти. Григол выполнил просьбу монаха. Два года он провел в монастыре Опиза, который находился неподалеку, а после вернулся и вместе с Опизскими монахами приступил к строительству.
Сначала была построена небольшая деревянная церковь, но вскоре с помощью влиятельного феодала Габриэла Дапанчули было начато строительство каменного храма. Камни для строительства церкви и других сооружений приносили из далекой деревни. Люди выстраивались цепочкой от деревни до строящегося монастыря и передавали их из рук в руки.
В VIII-IX веках монастырь Хандзта был центром грузинского просвещения. Здесь переписывались рукописи, создавались агиографические произведения. Просуществовал монастырь вплоть до XVI в.
Главное здание монастыря - купольная церковь во имя св. Георгия доминировала над всей местностью. Сам купол напоминал царскую корону с 12-тью гранями. Но, как и любой другой грузинский храм на территории Турции, Хандзта постепенно разрушается. Купольный свод храма рухнул чуть менее десяти лет назад под тяжестью 40-сантиметрового снежного покрова.
После завоевания Кларджети и омусульманивания местного грузинского населения храм был забыт. Длительное время не было доподлинно известно, где расположен храм и даже — сохранился ли он. Храм был заново обнаружен грузинским историком Павлом Ингороква.
_____________________________________________
Из Жития прп. Епифания
Великий же Епифаний смирением сравнялся с своим учителем: плачем и слезами он изгонял злых духов, быстро исцелял больных и творил много других знамений, поучая непокорных страданиями, и молитвами избавлял верных от смерти. Так - однажды в летнюю пору он спускался с Хорасунских гор; с ним были братья. Увидели они удобное место и расположились покушать. Тем же путем шла какая-то женщина; с нею шел сын семи лет. Мальчик был прекрасен по наружности, остер умом. Когда они вступили в поле зрения блаженного отца Епифания, мальчика постигла смертельная болезнь, и от боли, колотья, душа стремилась расстаться с телом. Мать подхватила сына с горьким плачем и, подбегая к святому, жалко вопила: “О, Божий святой, помоги мне, беспомощной! Умирает мое дитя, и после Бога я прибегаю к тебе".
С этими словами она бросила сына к ногам Епифания. Он же встал, прослезившись, так как был по природе жалостлив и пал перед Христом со словами: “Господь Бог наш Исус Христос, зри мои слезы и слезы этой несчастной женщины, пожалей мальчика и вели его душе многие еще годы пребыть во плоти на утешение ее, убогой, и на славу Тебе, единородному Сыну, вместе с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь". Осенил он крестом и, взяв его за руку, произнес: “Господь Исус Христос исцеляют тебя, встань, мальчик, и живи!" Мгновенно покинули плоть мальчика болезнь и немощь, душу его - всякие заботы. Епифаний передал его матери и велел покормить. Женщина радостно воздала благодарение Богу и святому, с миром пустилась в путь с сыном, и мальчик жил во благе до старости и прославлял Бога.
ГЛАВА XLV.
Еще случай. У каких-то верующих людей было дитя, мальчик, от рождения искалеченный врагом: он был глух, нем и слабоумен, но по наружности казался здоровым и рос, как другие мальчики. Когда ему исполнилось десять лет, в деревню, где находился мальчик-калека, прибыл отец Епифаний; он уже слыл тогда за чудотворца.
Мать повела мальчика к дороге, по которой проходил Епифаний, и как только увидела его, стала просить о сыне с горькими слезами и с твердою верою. Блаженный, прослезившись, испустил вздох и умиленно возгласил: “Христе Боже, вочеловечившийся по человеколюбию и перенесший страсти для исцеления страдающих, почему ныне, для обличения наших грехов, истязается диаволом это безгрешное твое, милосердый Господь, творение? Неисчислимо милосердый Бог, дай ему облегчение, освободи его от всех напастей и возрадуй его родителей!"
Осенил он мальчика крестом и отдал его, исцеленного, матери: вмиг он, немой и глухой, разумно заговорил и стал хорошо слышать, как только молитва блаженного мужа изгнала злого диавола. Видевшие это славили Бога.
ГЛАВА XLVI.
Женщина пришла с мужем и привела в дар Епифанию двух коров, но он, подарив коров исцеленному мальчику, благословил их, и они ушли и возносили Богу благодарение.
ГЛАВА XLVII.
Однажды блаженный Епифаний пошел к великому Абуласаду во время жатвы просить провизии для Хандзы (монастыря - ред.). Он сказал ему: “даю вам столько, сколько пожнут твои братья за день". Об этом же осведомил Абуласад жену, находившуюся в Гунатлии, а сам отправился в другую страну.
Епифаний собрал у себя хороших жнецов из братии, прибыл с ними в Гунатлию согласно договору, и они, начав жать прекрасную ниву, с большим усердием жали до полудня. Какие-то злые люди сообщили своей госпоже, что они до вечера сожнут всю прекрасную пшеницу. Она обеспокоилась и послала человека сказать, чтобы перестали жать. Епифаний находился вдали от братьев, и они не послушались посланного. Она в гневе послала других людей, и те силою прогнали их с нивы.
Тогда отец Епифаний смутился, что они не послушались человека, присланного в первый раз, так как он воистину был раб Христа и не хотел видеть и ссоры. Потому он произнес: “Господи, прости твоей рабе такое пренебрежение к нам и на пользу ей позаботься наслать на нее немного испытаний, чтобы она выучилась не отвергать убогих ". Тотчас злой дух поверг ее, так как дух благодати покинул ее из-за дерзости. Мгновенно уведомили Епифания.
Пошел к ней он с братией, и молились о ней от всего сердца: она, крайне жалкая, вмиг исцелилась, так как дух благодати снова поселился в ней хранителем во веки, и перестала страдать. С тех пор она переменилась ко благу и, припав к Епифанию и его братии, отпустила их в радости, наделив большими богатствами.
ГЛАВА XLVIII.
Христос украсил знамениями и кротостью как отца Григория, так его учеников по слову апостола: «кротость ваша да будет известна всему миру» (Фил. 4, 5). Потому-то так ярко проявилась кротость Епифания, переходившая всякие границы. Случилось некогда, что пришли из Недзуя какие-то духовные братья, добрые монахи. Беседуя с ними наедине, блаженный отец Григорий сказал им : “существует ли в вашем монастыре в среде братии совершенная кротость на деле, а не на словах ?" “Существует", сказали они, "твоими молитвами, как тебе известно". При этих словах ударили (в било) для службы.
Когда блаженный Григорий начал службу, декан спросил, кто будет служить народно, и он велел служить Епифанию, так как он был поставлен игуменом в Хандзте. Епифаний облачился для службы, а с ним и другие священники, так как день был воскресный. Когда они поднялись на жертвенник, и Епифаний стал произносить возглас перед Трисвятою песнью (букв.; “Святыи Боже"), отец Григорий взошел на жертвенник и, ударив его посохом по голове, сказал: “замолкни!" Он замолк без признаков волнения. Григорий велел ему отправиться в диаконник и разоблачиться. Тогда весь народ охватило удивление и ужас. Он пошел, снял с себя облачение, вернулся к учителю и долго стоял перед ним. Учитель снова велел облачиться и служить литургию. Он с радостью облачился и припал к блаженному Григорию: тот осенил его крестом, и он взошел на жертвенник, поборов немощь гордости, и начал приносить бескровную жертву.
Никто не осмелился спросить святого о причине такого поступка, пока он сам не изволил сообщить братьям из Недзуя. “Посмотрите-ка, возлюбленные братья, на совершенную в делах кротость Епифания. Верьте мне, говорю истину перед Богом. Ни в чем не провинился он, так что благодать святого Духа пребывает всегда с ним из-за богобоязненности его, святости и кротости. В вину ставится, конечно, и кротость низменного, но какое может быть сравнение между светом и тьмою? Эти многочисленные братья, украшенные подлинною кротостью, одеты в облачения истинного света, и я поступил так, чтобы видели вы, так как вы своей братии присвоили совершенную божественную кротость".
Они, припав к нему, сказали: “братия нашего монастыря, конечно, отличается добродетелями, но ей не по силам такая кротость". Когда преподобный Епифаний совершил литургию, все приобщились святых Таин, плоти и крови Христа, и единодушно воздали благодарение Святой Троице, сотворившей все.