Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сам Дед Мороз

Есть такая баянная шутка в русском народном фольклоре, про три возраста мужчины: Поскольку зародилась сия мудрость – как и весь русский народный фольклор – во времена озверелого патриархата и оголтелого мужского шовинизма, сегодня ее требуется, конечно, привести в соответствие с духом времени, включив в нее и женский возраст тоже: 1. Верю в Деда Мороза 2. Не верю в Деда Мороза 3. Сама Дедморозиха. Ну, или Баба с мороза – не знаю, как должен правильно звучать сей феминитив. В народном фольклоре, как известно, ничего просто так не появляется, и мудрость эта – она, конечно, просто частное отражение формулы взросления, известной каждому психологу: 1. Ребенок 2. Бунтующий подросток 3. Родитель. Сумрачный усатый гений европейской философии Фридрих Ницше в конце XIX века описывал то же самое, как «Верблюд», «Тигр» и «Человек». Ну, типа, в детстве мы все уверены, что мир управляется неким добрым волшебником, весь смысл жизни которого – это одаривать нас подарками и приносить нам счастье и радо

Есть такая баянная шутка в русском народном фольклоре, про три возраста мужчины:

  • Верю в Деда Мороза.
  • Не верю в Деда Мороза.
  • Сам Дед Мороз.

Поскольку зародилась сия мудрость – как и весь русский народный фольклор – во времена озверелого патриархата и оголтелого мужского шовинизма, сегодня ее требуется, конечно, привести в соответствие с духом времени, включив в нее и женский возраст тоже: 1. Верю в Деда Мороза 2. Не верю в Деда Мороза 3. Сама Дедморозиха. Ну, или Баба с мороза – не знаю, как должен правильно звучать сей феминитив.

В народном фольклоре, как известно, ничего просто так не появляется, и мудрость эта – она, конечно, просто частное отражение формулы взросления, известной каждому психологу: 1. Ребенок 2. Бунтующий подросток 3. Родитель. Сумрачный усатый гений европейской философии Фридрих Ницше в конце XIX века описывал то же самое, как «Верблюд», «Тигр» и «Человек».

Ну, типа, в детстве мы все уверены, что мир управляется неким добрым волшебником, весь смысл жизни которого – это одаривать нас подарками и приносить нам счастье и радость. На новогодний праздник – обязательно, но желательно, конечно, и в течение всего нового года тоже. Обратная сторона этой медали – мы верблюды. На нас все ездят, кому не лень, и тяжести заставляют нас таскать, да так, что и отказаться невозможно…

Ставши подростками, мы осознаем всю абсурдность ситуации. Мы с негодованием понимаем, что это наш родной папа, или просто некий нанятый за деньги мужик, клеит на себя большую белую бороду, и начинает валять дурака, заставляя нас рассказывать перед ним стишок, и даже вставать для этого на табуретку, чтобы прибавить себе роста и быть к Деду поближе. Содержание стишка может варьироваться от «Спасибо, Дедушка Мороз, что в гости к нам приходишь!..» до «Отче наш, иже еси на небеси…», сути дела это не меняет – нас заставляют выполнить дурацкий ритуал, да еще предоставить отчет о нашем поведении за весь истекший год.

«Хорошо ли ты вела себя в этому году, девочка Маша?..»

«Ты чего, старый, охренел?!.. Давай скорее подарки, если принес чего… А если не принес, то вали лесом, откуда пришел!»

Бунтуем, короче. Сложный пункт второй – психика ребенка, уверенного, что он уже «взрослый»… Мы превращаемся в тигров, готовых разорвать всех вокруг, причем вне всякой зависимости, если ли к этому хоть какой-то повод… Нам просто надо чувствовать себя сильными и независимыми.

А потом, конечно, идет третий пункт. Мы осознаем, что никакого волшебника с большой бородой не существует, ни в каких ипостасях, однако негодования по поводу того, что нас надували верой в него на протяжении многих лет, уже не испытываем, и потребности сводить счеты ни с самим Дедом, ни с теми, кто разговаривал с нами от его имени, у нас нет. Мы просто клеим на себя белую бороду, репетируем перед зеркалом задушевно произносить фразы «О-хо-хо!..», «Здравствуйте, детишки!..», и «Хорошо ли ты вела себя в этом году, девочка Маша?..», и начинаем уже самостоятельно причинять добро и наносить счастье тем, кто пока что по-детски верит…

Повзрослели, чо. Верблюд и тигр позади, остался человек. Деда, может, и не существует, но я-то есть?.. И деньги есть, вроде. Пойду куплю чего-нибудь, и положу под елку, для любимых детей людей. Пусть думают, что так и было. И даже пусть думают, что так всегда будет…

Но пытливый ум психолога не успокаивается – возможно, это еще не конечный пункт? Да, это прекрасный пункт № 3: «Я уже Взрослый, я уже Родитель, я сам Дед Мороз, Царь, Бог, и воинский начальник в одном флаконе. Сам уже ни в кого не верю – и ни во что – но вы все верьте в меня, сообщайте мне, как вели себя весь год, вставайте на табуретку, рассказывайте стишок, ставьте свечку, делайте бочку, получайте подарки, счастье, радость, и мир во всем мире».

Но, возможно, за этим пунктом в развитии еще что-то следует? Ну, хотя бы в теории?..

Но что?

Давайте взглянем на сие глазами самого Деда Мороза. Если он, конечно, существует…

Короче, сидите вы такой 31 декабря, и понимаете, что в мире 2 миллиарда детей – если считать только тех, кому от 0 до 14 лет. А если к ним плюсануть еще и застрявших в детстве лет до тридцати/сорока, и продолжающих верить в ваше существование, то цифра выходит еще более внушительная. И к каждому из них вы просто обязаны успеть, прежде чем на часах пробьет двенадцать – иначе какой вы, к свиньям, Дед Мороз?

А еще вы понимаете, что вели они себя весь год, по большей части, конечно, не совсем хорошо. В смысле, не ужасно, но так – на «троечку», скорее всего. Удовлетворительно, в лучшем случае. Вы же не спросите при встрече «Удовлетворительно ли ты вела себя в этому году, девочка Маша?.. Всех ли ты удовлетворила?.. Или не всех?..»

И стишков они тоже, скорее всего, не знают. Ну, «Отче наш», возможно, помнят, не далее двух предложений, и гимн РФ могут воспроизвести, в объеме припева, а вся прочая сокровищница мировой поэзии, с высокой степенью вероятности, хранится только в их электронном гаджете, в искусственном их интеллекте – не переходя, даже частично, в их естественный.

Но ежегодную традиционную ролевую игру с вашим участием они, при этом, ждут. И дело тут, конечно, не в вашей большой белой бороде. И не в вашем красном носе. И даже не в вашем мешке, из которого волшебным образом, и в неограниченном количестве, извлекаются ценности, как из печатного станка Федеральной резервной системы США.

Они просто хотят любви.

Они хотят почувствовать себя нужными и важными – хотя бы раз в год. Они хотят, чтобы вы избавили их от одиночества, от внутренней пустоты, от того промозглого сквозняка, который свистит через их неокрепшие души. Ваше появление придает их жизни смысл и цель на весь следующий год. Теперь, после вашего визита, после вашего «О-хо-хо!» и «Здравствуйте, детишки!..» им снова есть, зачем жить, и к чему стремиться. И теперь они весь год изо всех сил будут стараться вести себя хорошо – или, хотя бы, удовлетворительно. И они встанут на табуретку. И сами станут табуреткой, если вы попросите. И они выучат стишок – даже гимн РФ в полном объеме, и даже гимн США, если потребуется, и если станет понятно, что не существует никаких других способов получить финансовую своп-линию от их Федеральной резервной системы…

Эту их внутреннюю пустоту, это отсутствие в их жизни собственных смыслов, это тотальное отсутствие любви – внутри их и снаружи – вы и заполняете своим визитом, наклеив дурацкую бороду… И в этот момент вы – при всем вашем всемогуществе, и при всей вашей безраздельной любви к людям – вдруг понимаете, что именно ваши ежегодные визиты и удерживают их в состоянии ребенка.

Именно ваша авторитетная борода, и ваши вопросы об их поведении, не дают им повзрослеть.

Именно ваша торговля подарками в обмен на стишки, гимны, и молитвы не дают им осознать, как устроен мир самом деле.

Именно ваша просьба встать на табуретку и заставляет их вспоминать, что они еще маленькие…

И тогда вы никуда не едете.

Вы уютно устраиваетесь у потрескивающего камина, пока удивленная оленья квадрига тычется снаружи носами в заиндевелое стекло… Вы наливаете себе какао или глинтвейна, закутываетесь в плед, и задумчиво смотрите на падающий снег за окном.

И представляются вам, почему-то, не зареванные дети, бьющиеся в истерике от отсутствия подарков, и от того, что в этом году никто так и не оценит их старательного поведения…

Представляются вам другие дети. Которые, как и вы, в восхищении смотрят на падающий снег за окном, и на пляшущий в очаге огонь, понимая, что это и есть их – впрочем, как и ваш – главный подарок.

Ради которого не надо вставать на табуретку, распевать гимны, молитвы, и прочие стихи, и в лихорадочном напряжении ждать волшебного Деда с наклеенной бородой, готового своим визитом явить тебе смысл и радость жизни.

Где-то здесь, вероятно, и начинается любовь.

Возможно, именно она и следует после того, как исчезает Взрослый, Родитель, Дед Мороз, Царь, Бог, и воинский начальник. Возможно, именно она и идет четвертым пунктом. Это пока не точно, но мы над этим работаем. Новый год, как говорится, покажет. Ну, или подскажет, хотя бы…

С Новым Годом!

Автор: Олег Герт
Психолог, Онлайн-консультации

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru