Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Он спрятался от своего прошлого кочегаром в паровозном депо. Что «раскопали» о скромном труженике чекисты?

В далёкой от столицы большой страны республике Коми, на совсем маленькой станции Ира-Иоль (Ираёль), в паровозном депо, работал в послевоенное время тихий кочегар Семён Тихонович. Был он не слишком разговорчивым. Зато внимательно следил, чтобы уголь всегда был в достаточном количестве под рукой, а в депо было тепло работать. Никто и подумать не мог, что под маской скромного труженика скрывается настоящий зверь. ...Семён родился в небольшой деревне Подгаць Озарицкого района тогда Полесской области Белорусской ССР 15 марта 1923 года. Это была нормальная, трудолюбивая семья крестьян, которая растила трёх сыновей и двух дочерей. Когда на родную землю пришли оккупанты, отец и старшие братья давно были на фронте. А Семён тогда ещё не дорос возрастом. Зато в 1943 году добровольно пошёл в полицаи, развернув злобу против своих же земляков. В это время в Белоруссии уже действовал отряд добровольцев под предводительством А. Буглая, развёрнутый для борьбы с партизанами. С сентября 1943 года отряд н

В далёкой от столицы большой страны республике Коми, на совсем маленькой станции Ира-Иоль (Ираёль), в паровозном депо, работал в послевоенное время тихий кочегар Семён Тихонович. Был он не слишком разговорчивым. Зато внимательно следил, чтобы уголь всегда был в достаточном количестве под рукой, а в депо было тепло работать. Никто и подумать не мог, что под маской скромного труженика скрывается настоящий зверь.

Даже современная станция не производит впечатление "многолюдной". Можно только представить, что здесь было после войны / Семён Тихонович Ахраменко
Даже современная станция не производит впечатление "многолюдной". Можно только представить, что здесь было после войны / Семён Тихонович Ахраменко

...Семён родился в небольшой деревне Подгаць Озарицкого района тогда Полесской области Белорусской ССР 15 марта 1923 года. Это была нормальная, трудолюбивая семья крестьян, которая растила трёх сыновей и двух дочерей.

Когда на родную землю пришли оккупанты, отец и старшие братья давно были на фронте. А Семён тогда ещё не дорос возрастом. Зато в 1943 году добровольно пошёл в полицаи, развернув злобу против своих же земляков. В это время в Белоруссии уже действовал отряд добровольцев под предводительством А. Буглая, развёрнутый для борьбы с партизанами. С сентября 1943 года отряд националистов перешёл в подчинение 630 охранного полка вермахта. С этого времени к нему и присоединился Семён Ахраменко. С декабря часть предателей именуют уже 682 Восточным батальоном им. Буглая. Но суть их «деятельности» от этого никак не меняется.

Зафиксирована их карательная деятельность на территории семи районов Гомельской области, а также в Минской, Могилёвской областях и даже на одном из полуостровов Дании. Кроме уничтожения партизан предатели (коих кроме Ахраменко было ещё порядка тысячи) расправлялись с семьями партизан и просто всеми, кого подозревали в помощи им. Для этого они жгли жилые дома и здания колхозов, уничтожали любые учреждения советской власти и культуры.

Действуют каратели 682 Восточного батальона им. Буглая
Действуют каратели 682 Восточного батальона им. Буглая

В составе своего батальона Ахраменко также активно участвовал в отборе советской молодёжи и её насильной отправке на принудительные работы в Германию. Во время карательных рейдов присматривался к домам тех, кого уводили на расправу и забирал из них всё, что было поценнее. Лично ликвидировал партизан.

В марте 1944 года для укрепления своих позиций он решил вступить в созданный немцами «Союз борьбы против большевизма» и принёс (подписал) клятву верности Гитлеру. Благодаря педантичности немцев, сохранявших все нужные документы, листок с присягой Ахраменко был найден в одном из их архивов.

...Когда чекисты начали расследование преступлений 682 Восточного батальона, вышли и на его фамилию. Оказалось, что Семён Тихонович Ахраменко проживает под своей фамилией, только забрался подальше от тех мест, где действовал в годы войны карателем – аж в республику Коми. В 1948 году к удивлению местных жителей кочегар был арестован.

Присяга, сохранённая немцами в архивах
Присяга, сохранённая немцами в архивах

3 сентября того же года бывший каратель был осуждён Линейным судом Печорской железной дороги. Документы изъятые из немецких архивов, а также свидетельские показания немногих выживших свидетелей и бывших подельников позволили однозначно признать его виновным. Суд назначил наказание - 25 лет содержания с ограничением свободы в исправительно-трудовом лагере, с последующим ограничением прав на 5 лет.

Дело было рассекречено УФСБ России по республике Коми в 2025 году. Последний документ среди всех датирован 2001 годом. Он гласил, что осуждённый Ахраменко реабилитации не подлежит.

Суд над нацистскими преступниками. Правосудие доходило до каждого
Суд над нацистскими преступниками. Правосудие доходило до каждого

Возможно кому-то из читателей покажется, что автор уделяет слишком много внимания тем, кто стал предателями в годы войны. Но важно знать – где бы они не прятались, кем бы ни становились, возмездие в советское время их настигало неотвратимо. Сколько бы ни прошло лет.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.