Найти в Дзене

Мифология Ассирии и Вавилона: краткий современный обзор

Интерес к мифологии и фольклору в нашей стране не угасает. Однако в русскоязычном сегменте доминируют легковесные научно-популярные издания, зачастую поверхностные и не лишённые ошибок, а также переиздания устаревшей литературы. Цель этого канала — восполнить пробелы и познакомить русскоязычного читателя с последними достижениями современной мировой науки в области религиоведения и фольклористики. Зачастую мифологии Ассирии и Вавилона, развивавшиеся на аккадском языке, рассматриваются неотрывно от мифологии Шумера, создававшейся на шумерском. Этот сплав представлен в изданиях как «шумеро-аккадская мифология», или «религия Древней Месопотамии». Однако в серьёзных исследованиях принято разделять шумерские и аккадские элементы. Здесь я поступаю так же: шумерская мифология рассматривается в отдельной статье. Эта статья написана на основе эссе «Assyrian and Babylonian Religions» из книги «The Cambridge History of Religions in the Ancient World» (2013). Автор эссе — Тамми Шнайдер (Tammi J. S
Оглавление

Интерес к мифологии и фольклору в нашей стране не угасает. Однако в русскоязычном сегменте доминируют легковесные научно-популярные издания, зачастую поверхностные и не лишённые ошибок, а также переиздания устаревшей литературы. Цель этого канала — восполнить пробелы и познакомить русскоязычного читателя с последними достижениями современной мировой науки в области религиоведения и фольклористики.

Ниневия. Рисунок О. Г. Лейарда
Ниневия. Рисунок О. Г. Лейарда

Предисловие

Зачастую мифологии Ассирии и Вавилона, развивавшиеся на аккадском языке, рассматриваются неотрывно от мифологии Шумера, создававшейся на шумерском. Этот сплав представлен в изданиях как «шумеро-аккадская мифология», или «религия Древней Месопотамии». Однако в серьёзных исследованиях принято разделять шумерские и аккадские элементы. Здесь я поступаю так же: шумерская мифология рассматривается в отдельной статье.

Эта статья написана на основе эссе «Assyrian and Babylonian Religions» из книги «The Cambridge History of Religions in the Ancient World» (2013). Автор эссе — Тамми Шнайдер (Tammi J. Schneider), профессор религиоведения Университета Клермонта и автор книги «An Introduction to Ancient Mesopotamian Religion» (2011).

Вступление

Ассирийская и вавилонская религии — сложная тема в современной науке. Ассирия и Вавилония были частью общего месопотамского «потока традиций», который существовал с третьего по первое тысячелетие до н. э. Мир Ассирии и Вавилонии был наполнен многочисленными божествами, чьи обязанности и значение менялись с течением времени.

В то же время фундаментальные составляющие религиозной жизни древней Месопотамии оставались неизменными на протяжении веков. Основной принцип заключался в том, что люди были созданы, чтобы богам не приходилось работать. Каждое божество управляло различными элементами миропорядка, но ни одно из них не обладало полной властью. То, какой бог считался главным, менялось в зависимости от времени, места и политических условий. Например, с ростом значимости Вавилона возвышался бог Мардук (Marduk), с ростом власти Ассирии — бог Ашшур (Assur).

Наши сведения о религиях Ассирии и Вавилона фрагментарны, поэтому учёные используют все сохранившиеся литературные и физические свидетельства, чтобы хоть немного приблизиться к понимаю того, что жители Месопотамии думали об окружающем мире.

Миф творения

Один из важнейших аккадских мифологических источников — произведение «Энума элиш» («Когда вверху…», по первым словам). В этом длинном тексте рассказывается о происхождении земли, богов и роли человека. Одна из ключевых тем — представление о том, что мир полон божеств, а человек создан лишь для того, чтобы служить им. Ассирийские и вавилонские версии отличаются преимущественно в определении главного божества.

Вот краткое содержание мифа. Воды Апсу (Apsu), отца, и Тиамат (Tiamat), матери, смешиваются и в них рождаются боги. Младшие боги становятся слишком шумными и раздражают Апсу. Апсу хочет положить конец их проделкам, разогнать их и немного поспать. Эа (Ea) узнаёт о плане Апсу, усыпляет его и убивает. Внутри Апсу от Эа и Дамкины (Damkina) рождается бог Мардук, который в какой-то момент раздражает Тиамат. Боги восстают против Тиамат, которая возвышает другого бога, Кингу (Qingu). Только с помощью Мардука богам удаётся одолеть Кингу. Эа убивает Тиамат и создаёт из её тела небеса. Из тела Кингу Мардук создаёт людей.

Мотив свержения старших богов младшими встречается во многих политеистических мифологиях, например в хеттской и греческой. В ассирийских версиях бог Мардук заменён богом Ашшуром.

Роль «Энума элиш» была важна в ритуале. Один из источников сообщает, что этот текст читался (а может, и разыгрывался) на четвёртый день новогоднего праздника акиту (akītu), одного из главных религиозных событий в месопотамском календаре. Считалось, что в новый год боги обновляют полномочия царя.

Миф об Атрахасисе

Глиняные таблички с древневавилонской версией мифа об Атрахасисе (Atrahasis) датируются примерно 1700 BС. В этом тексте Атрахасис, житель Шуруппака, спасает мир от потопа.

Люди были созданы из убитого бога, смешанного с глиной, чтобы выполнять работу за богов. Через шестьсот лет людей стало слишком много. Сначала боги наслали болезни и засуху, но это не помогло, и они придумали новый план — потоп. Энки (Enki) предупреждает Атрахасиса о надвигающемся потопе и велит ему построить лодку и спасти живых существ. Потоп длится семь дней и семь ночей. Далее следует пробел в 58 строк, и таблички возобновляются уже на моменте, где спасшиеся люди приносят богам в подношение еду.

Изголодавшиеся боги рады спасению человечества, но решают отныне контролировать деторождение: они создают категорию женщин, которые не могут успешно рожать, а также демона, который будет похищать младенцев. Таким образом, миф объясняет, почему некоторые женщины не рожают детей, а некоторые дети умирают при родах или в раннем возрасте.

Нисхождение Иштар в подземный мир

Текст, который больше всего раскрывает представления жителей Месопотамии о загробном мире, — это «Нисхождение Иштар в подземный мир». Иштар (Ishtar), богиня, которую чаще всего называют богиней любви и войны, хотя правильнее было бы назвать её богиней возбуждения, решает отправиться в загробный мир — владение своей сестры Эрешкигаль (Ereshkigal). Причина путешествия в тексте не объясняется.

Загробный мир описывается как «тёмный дом» на дороге, которая «ведёт только в одну сторону», где «те, кто входят, лишаются света», «их пища — грязь, их хлеб — глина», они «живут во тьме» и «одеты как птицы — в перья». Эрешкигаль сообщает, что её работа — оплакивать молодых парней и девушек, покинувших своих возлюбленных, и младенцев, ушедших раньше срока.

Иштар велит привратнику впустить её и, согласно древнему обряду, проходит через семь дверей, снимая у каждой по одному украшению. Однако отсутствие Иштар в обычном мире приводит к прекращению всякого рождения. Боги посылают к Эрешкигаль привлекательного мужчину, что даёт возможность Иштар покинуть подземный мир, пройдя обратно через семь дверей. В шумерской версии мифа Инанна — шумерский прообраз Иштар — отправляет в подземный мир вместо себя своего мужа Думузи; в аккадской версии ничего подобного нет.

Какую информацию даёт нам этот миф? Попав в загробный мир, человек не может вернуться; исключением является лишь Иштар с её заменой. В загробном мире темно, а еда и питьё невкусные. Там находятся самые разные люди — от младенцев, умерших слишком рано, до разлучённых влюблённых. Работа Эрешкигаль — оплакивать их всех. Таким образом, смерть — это переход в некое иное состояние, из которого нет возврата. Элементы подземного мира ясно подсвечивают то, чем стоит наслаждаться при жизни: вкусной едой, питьём, любовью и светом.

Боги

В Ассирии и Вавилоне существовало множество божеств. Наиболее известными были боги центрального пантеона, которым в той или иной степени поклонялись все люди. Каждый город был связан с одним божеством или, в зависимости от города, сразу с несколькими. Более того, существовали личные божества, которые помогали конкретной семье поддерживать связь с большим пантеоном и действовали от их имени.

Многие боги были связаны с элементами природы и одновременно с соответственными частями человеческого мира. Например, Шамаш (Shamash), бог солнца, был также богом справедливости, поскольку солнце так или иначе видит всё. Эа (Ea) — аналог шумерского Энки — был богом подземного пресноводного океана и богом мудрости, другом людей. Адад (Adad) был богом ветра или бури, но также и основой централизованной политической власти. В изображениях богов их атрибуты ниспадают с их плеч: от Шамаша исходят лучи, от Эа — вода, от Адада — молнии или потоки. Были боги и различных благ цивилизации — пивоварения (Нинкаси, Ninkasi), целительства (Гула, Gula), письменности (Набу, Nabu).

Ан (An), бог неба, упоминается первым в списках богов из Шуруппака и Абу Салабиха. В пантеоне Вавилона и Ассирии он считался важным богом творения и лидером богов, однако своё первенство он уступил Мардуку (или Ашшуру). Ан, хоть и возглавлял пантеон, был слабо представлен в искусстве и практически не играл роли в религиозной жизни Месопотамии.

Энлиль (Enlil) является вторым по значимости богом в списках и царём богов. Его верховное положение как правителя вселенной подкреплялось его обладанием таблицами судеб (Tablet of Destinies), короной и троном. Главным городом Энлиля был шумерский Ниппур, и пока город обладал высоким статусом, важна была и роль Энлиля. Однако вскоре после разорения Ниппура эламитами в конце 1 тысячелетия до н. э. Энлиль «передал» свою царскую власть над богами Мардуку из Вавилона. Чуть позже ассирийцы идентифицировали с Энлилем своего бога Ашшура.

Шумерская Инанна представлена в аккадском мире как Иштар, но в результате этого перехода в личности богини произошли изменения. В Иштар выделяют три компонента: она богиня любви и сексуальных отношений, воинственная богиня, находящая наслаждение в сражениях, и планета Венера — утренняя и вечерняя звезда. Связь между агрессией, доминированием и сексуальным возбуждением — ключ к пониманию личности Иштар.

Мардук был главным божеством вавилонян. Он был известен ещё с раннединастического периода, но его реальное возвышение произошло вместе с ростом Вавилона после царствования Хаммурапи. В кодексе Хаммурапи упоминается, что Ан и Энлиль передали Мардуку верховную власть. Таким образом, Мардук всегда был тесно связан с политическим влиянием Вавилона, и его культ угас вместе с угасанием этого города.

Ашшур был богом ассирийцев и скорее всего возник как местное божество города Ашшура. Примерно с 1300 BC начались попытки отождествить его с шумерским Энлилем, главой богов. В годы возвышения Ассирии Ашшур заменил Мардука в качестве главного божества. Когда ассирийские цари переносили свою столицу в Нимруд и Ниневию, Ашшур сохранял свой статус государственного божества.

Заключение

Ассирийская и вавилонская религии тесно связаны с шумерской религией третьего тысячелетия до н. э. — пантеоном богов, мифологией, храмовой архитектурой и ритуалом. Однако были и различия, вызванные тем, что новые группы народов прибывали в регион, и различные города обретали или теряли политическое и культурное господство. Каждое божество и компонент культа следовали своей собственной траектории, хотя и оставались при этом частью общей месопотамской традиции.