Ну что, совершим фотопутешествие? Легендарное время восстановления страны, время больших надежд, время, когда понемногу стали подживать раны, нанесённые войной.
Обложка первого номера "Огонька" за 1952 год помпезна и выполнена в духе плакатов - привычная глазу тех лет эстетика. Равно как и ассоциация товарища Сталина с солнцем - в лучах которого расцветает страна...
Невозможно представить себе момент перехода из года в год без боя курантов - и если нынче мы видим их на экране, то в 50-е перезвон слушали по радио - а посмотреть на легендарную кремлёвскую башню можно было на открытках или фотографиях в журналах - как здесь:
Спокойно и уверенно смотрят советские люди в будущее - утверждает журнал. Экономику улучшит главное достижение, заложенное и в 1950, и в 1951 году - летом 1952 года страна ожидает ввода в работу Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла. Все моря Европейской части СССР объединятся в единую транспортную систему...
В Москве вот-вот распахнут двери для пассажиров новые станции метро - "Комсомольская", "Ботанический сад", "Белорусская", "Новослободская". Самая большая станция - "Комсомольская-кольцевая". В течение часа её ходы способны будут пропустить 100 тысяч человек! Много ли это? Наверно, для Москвы тех лет было достаточно - численность населения составляла около 4 миллионов, да плюс "гости столицы".
А чем живет страна далеко от Москвы?
Вот село Изобильное Ставропольского края (сейчас это - город Изобильный). В годы войны с 1942 по 1943 год Изобильное переживало оккупацию. Но в 1951 году в селе стоят новые добротные дома, колонки на улице исправно качают воду из далёких степных источников, возвышается двухэтажная школа, построили типовой дом культуры... Поля обрабатывают двадцать шесть тракторов, ждут своей очереди поработать двенадцать комбайнов.
Растет агрокультура - повышается благосостояние колхозников. На фото ниже колхозница Мазиева получает аванс за трудодни. Немало! Но будем помнить, что колхозы были очень разными - и там, где у руля стояли крепкие хозяйственники, колхозы выходили в "миллионеры", а там, где процветала кумовщина, самодурство и просто некомпетентность положение было бедственным...
Журнал включается в пропаганду рождаемости - больной и актуальный вопрос послевоенного СССР - и рассказывает о многодетных семьях села Изобильного: к колхозного пчеловода Полетаева 10 детей, у колхозницы Мишуковой - одиннадцать! Мишуковой 43 года, она бодра и весела, как мать-героиня получила за год пособий от государства на 30 тысяч рублей.
Старшая дочь Мишуковой, Люба, в декабре 1951 года вышла замуж - на свадьбе гуляло 120 гостей!
Фото, конечно, не репортажное, постановочное, но всё же обратим внимание на эстетику - популярное в 1940- 1950-е годы расположение персонажей у стола, с поднятыми бокалами, в кадре - графины с красным вином или настойками, горой лежат нарезанные пироги... Вот оно, то самое изобилие - сыты! И жених в городском костюме, с модным зачёсом надо лбом... А невеста в светлом платье и затейливом головном уборе. Идея свадебных платьев в тот момент очень новаторская, замуж выходили частенько просто в самом нарядном светлом платье. Пришло мирное время - строить, растить детей, играть свадьбы, учиться...
Вообще тема свадеб для 1950-х нечастая, тем интереснее, что в этом журнале есть ещё один снимок на тему - "Молодожены в ЗАГСЕ":
И снова - в Москву! Город принимает первую из знаменитых "сталинских высоток" - легендарный "Дом на Котельнической набережной". С самого начала он станет элитным жильём...
В процессе строительства было оборудовано две опытных квартиры, их обставили мебелью, повесили занавески и гардины, и уже на готовом примере определили, где должны быть розетки для электроприборов, приёмников, телефонов. На первом этаже предусмотрели хранилище для колясок и велосипедов. Придумали разместить стол заказов - хочешь, закажи продукты, а если нужно - даже мебель! Запланировали и кинотеатр (он никуда не делся, и его интерьеры сохранились), магазины, гаражи... На крыше - солярий, где можно было бы гулять в любую погоду.
Дом станет образцом сталинской высотки - ничего не имеющим общего с жилищем рядового москвича...
А вот ещё одна статья - "Мужество советских моряков". В декабре 1951 года пароход "Имандра" следовал курсом из Ленинграда в Голландию. 12 декабря многими судами Балтики был принят сигнал SOS бельгийского парохода "Жан Мари". "Имандра" находилась недалеко от места крушения, и капитан Н. Барбарчук отдал приказ немедленно следовать на помощь. Прибыв через час к месту катастрофы, экипаж увидел, что "Жан Мари" имеет сильный, всё увеличивающийся крен, а растущий 7-8 балльный шторм захлёстывает корабль, покрывая его ледяной коркой.
12 декабря в 11 часов 20 минут на воду была спущена шлюпка, которой командовал старший помощник капитана О. Матвеев. У руля встал штурман А. Пономарёв, на вахте которого был принят сигнал бедствия.
Не смотря на сильное волнение, весь экипаж - 20 человек - бельгийского судна был спасён. В 13 часов 52 минуты "Жан Мари" скрылся под водой... Потерпевшие крушение моряки были доставлены в порт Хольтенау, где экипаж советского корабля приветствовал консул Бельгии.
Посмотрим ещё несколько фотографий: вот дивная опять-таки постановочная фотография "Стихи о вожде" знаменитого фотографа Дм. Бальтерманца:
Здесь прекрасно всё - и башня Кремля, и вдохновенный чтец, и сурово задумавшийся у окна юноша, и вдохновенно внимающие девушки... А присмотреться - так и имперской монументальной мощи мебель не менее интересна... Где происходит чтение? Откуда "выхвачена типичная картинка жизни советской молодёжи"? Нет, как ни крути, а это определённо шедевр пропагандистской фотографии - именно из-за художественной составляющей!
И завершим потрясающими парными фотографиями - что опять-же не имеют отношения к реальности, но прелестны как приметы времени!
На фотографиях Г. Зельма и С.Каневского мы сначала видим, как патриарх семьи, Иван Шкитин, звонит прямо в горячий цех сыну, Матвею Ивановичу, сталевару московского завода "Серп и Молот"...
- За твоё здоровье, за новые успехи, сынок! - говорит Иван Шкитин. Внучка тоже тянется к трубке поговорить с папой... Семья за столом, под уютным абажуром, поднимает бокалы - никто в те годы не переживал, что "эти фотографии увидят дети".
Сын, мастер и передовик, Матвей Шкитин на фоне заводского пейзажа отвечает отцу:
- Спасибо, родные! Нашей чести не уроним!
А завершим мы сегодняшний фоторепортаж снимком Я. Рюмкина, который запечатлел Самую Главную Ёлку страны - Ёлку в Колонном зале Дома Союзов!
Нарядные дети, девочки в белых фартучках - у одной почему-то фартук надет поверх лыжных шаровар... Грандиозная ёлка, увешанная шарами и гирляндами, перелив огоньков хрустальных люстр, буквы "Слава Сталину" на колоннах...
Кто-то скажет - глянец, лакированная действительность, сладкая картинка...
Кто-то скажет - вот как жили, нам бы так! Но не правы будут и те, и другие. Жизнь в любое десятилетие была очень пёстрой. Рыбаки Камчатки жили в других условиях, чем рыбаки Архангельска, молдавское село совсем не то, что совхоз под Великим Новгородом, и семья адмирала жила в иных условиях, чем семья учителя средней школы для, допустим, девочек города Ленинграда...
И всё же - это история. История надежд, мечты, официальных лозунгов и повседневности. История фактов, цифр, судеб...
Такая история...
Остаюсь, как всегда, искренне ваша - Умная Эльза.