Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Рабочий полез на верхушку идола, как вдруг с криком полетел вниз. Как на горе Маньпупунёр начинались проблемы геодезистов?

В тот год одна из бригад партии Виктора Ященко отправилась на север Уральских хребтов, туда, где стояли каменные исполины высотой с многоэтажный дом. Бригадой руководил Вячеслав Алексеевич Пискулин. Ему помогал студент из Томского топографического техникума. Хорошим подспорьем был и молодой парень-альпинист Альберт. Он профессионально покорял горы и услышав, что эта бригада пойдёт по самым высоким вершинам, немедленно записался на работу. Второй рабочий, Василий тридцати лет, был из манси. Он был из местных и прекрасно знал всю округу. Внешность у него была по привычным меркам экзотическая – длинные волосы были заплетены в косу. В оправдание он сказал, что так принято у их мужчин. Работу вели без транспорта, забирая продукты с метеостанции на каждый следующий выход. После очередного пополнения продуктами двинулись на местность между реками Печора, Лягавож и Ичотляга. На вершинах гор бригада с интересом разглядывала потрясающие останцы (отдельные массивы горной породы), многие из которы

В тот год одна из бригад партии Виктора Ященко отправилась на север Уральских хребтов, туда, где стояли каменные исполины высотой с многоэтажный дом. Бригадой руководил Вячеслав Алексеевич Пискулин. Ему помогал студент из Томского топографического техникума. Хорошим подспорьем был и молодой парень-альпинист Альберт. Он профессионально покорял горы и услышав, что эта бригада пойдёт по самым высоким вершинам, немедленно записался на работу.

Второй рабочий, Василий тридцати лет, был из манси. Он был из местных и прекрасно знал всю округу. Внешность у него была по привычным меркам экзотическая – длинные волосы были заплетены в косу. В оправдание он сказал, что так принято у их мужчин.

Печёро-Илычский заповедник - место работы бригады
Печёро-Илычский заповедник - место работы бригады

Работу вели без транспорта, забирая продукты с метеостанции на каждый следующий выход. После очередного пополнения продуктами двинулись на местность между реками Печора, Лягавож и Ичотляга. На вершинах гор бригада с интересом разглядывала потрясающие останцы (отдельные массивы горной породы), многие из которых были похожи на застывшие в камне образы людей, птиц или животных.

Бригадир рассматривал всё это великолепие, сожалея, что красоту невозможно отразить на карте. Все останцы геодезисты-топографы измеряли в высоту, чтобы отразить данные на карте. Некоторые из каменных исполинов местные жители считали священными. Василий очень помогал бригадиру, переводя их длинные названия на русский язык. Про многие рассказывал интересные легенды.

Однажды вышли на гору с плоской вершиной, название которой в переводе на русский язык звучало как «Малая гора идолов». Наверху стояло семь идолов – шесть общей «группой» и один (поменьше) на отшибе. Для манси это место было сакральным. Поклониться идолам приходили целыми семьями.

Пискулин прикинул, что один из останцев нужно включать в сеть геодезических измерений. Придётся установить на нём теодолит и затем провести измерения на 3 пункта триангуляции в 10-20 км от этой точки. Вячеслав Алексеевич присмотрелся к останцам и понял, что забраться наверх с инструментом не выйдет. Тогда решил, что на одном из каменных идолов просто поставят флажок, а измерения сделают с трёх знаков. Для этого выбрал три горы: Кайп, Печерьятоляхчахль и Шежимиз.

Бригада в маршруте / Ященко Виктор Романович
Бригада в маршруте / Ященко Виктор Романович

Когда бригадир предложил Альберту установить флажок на отдельно стоявшем останце, тот обрадовался. Наконец-то пригодится его альпинистская подготовка! Зато Василий был категорически против подъёма. Для местных это было святое природное сооружение. Здесь проводились национальные религиозные служения. Как же можно влезть на такую статую!

Бригадир объяснил, почему это придётся сделать. Манси предупредил, что Альберта будет ждать суровое наказание. Он даже ушёл за обрыв, чтобы не смотреть на осквернение. Закрепить небольшую жердь с флажком удалось с большим трудом, с помощью камней, дополнительно поднятых наверх в рюкзаке.

После этого передвинулись на пункт триангуляции на горе Койп. По словам Василия это была окаменевшая мансийская колдунья. По почти отвесному склону поднялись с трудом. Установив инструмент, Пискулину увидел в трубу с 30-кратным увеличением, что...флажка на идоле нет. Он отправил Альберта с помощником обратно, выяснить, в чём дело. Через день флага по-прежнему не было. Но не вернулись и они.

Пришлось свернуть инструменты и снова идти на вершину семи идолов. По дороге встретились со студентом. Увидев его заплаканное лицо, Пискулин насторожился. Оказалось – Алика ужалила змея. Теперь он не приходит в сознание. Бросились туда.

Гора Койп
Гора Койп

По дороге студент рассказал, как всё произошло. На горе оказался сильный ветер, с порывами. Стало ясно, что он сорвал флажок. Альберт сразу стал подниматься на останец. Он торопился, зная, что бригадир очень ждёт. Одним из движений парень поставил ногу в какое-то углубление и вдруг закричал и упал с трёхметровой высоты. Оказалось, альпинист встал на змею, которая его немедленно ужалила.

Сразу стали использовать все методы от укуса, но нога стала распухать буквально на глазах. А потом рабочий впал в забытьё и помощник бригадира бегом бросился за помощью к ним. Когда дошли, у альпиниста продолжался бред. Василий советовал немедленно идти в деревню Усть-Манья. Там был хороший лекарь. Только как донести парня 50 км на себе по каменистым тропам?

Пискулин немедленно связался с Ященко. Вертолёт появился только через день. К этому времени в бригаде был ещё один тяжёлый больной. Студента укусил энцефалитный клещ. Температура резко поднялась, стало рвать. Василий сказал Виктору Романовичу, что он предупреждал – если осквернить идола, будут проблемы. Теперь он увольнялся.

Ященко дал команду – бригаду с горы вывезти. Её расформировали. Самого Пискулина назначили бригадиром на новый маршрут. Когда же полевой сезон близился к концу, Вячеслава Алексеевича с новой бригадой снова забросили на гору Маньпупунёр, чтобы закончить обследование этого сакрального места манси. Теперь его первым советчиком в работе стал Василий. Пискулин решил на всякий случай выполнить все его рекомендации.

"Малая гора идолов", вид издалека
"Малая гора идолов", вид издалека

На удивление, все геодезические измерения прошли без малейших происшествий и достаточно быстро. Теперь семь гигантских идолов из камня заняли своё место на крупномасштабных секретных топографических картах, на горе Маньпупунёр. С чётким указанием высоты каждого исполина. Работая в местах, священных для местного населения, и Ященко и Пискулину приходилось прислушиваться к местным жителям. Научила практика.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.