Юрий Ковалёв и Марина Вежновец, Антон Кравченко, Владимир Руда — эти имена знают ценители балета не только в Беларуси. За их легкими па, покорившими мир, стоит ежедневный изнурительный труд, преодоление травм и сложный жизненный выбор. В преддверии Нового года артисты Большого театра рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, как пришли в профессию, что для них значит семья и как им удается «сотворить волшебство» на сцене и в жизни.
Заслуженное счастье
Многие ценители балета специально выбирают постановки Большого, в которых супруги Юрий Ковалёв и Марина Вежновец, заслуженные артисты республики, заявлены как исполнители главных ролей.
Первый совместный дуэт в премьере балета «Дон Кихот» пара станцевала более 20 лет назад. «В этой партии вы обязаны любить друг друга. Иначе все будет фальшью», — перед репетицией попросила Татьяна Шеметовец, в прошлом блестящая прима-балерина. Юрию предстояло сыграть смельчака Эспаду, Марине — красавицу Мерседес. Случилось чудо: уже на первой репетиции между артистами проскочила настоящая искра чувств. И вот уже четверть века они — муж и жена.
Ю. Ковалёв уверяет, что танцевать с М. Вежновец очень легко. Как и жить вместе: у супруги спортивный характер, который не позволяет ей опускать руки ни в какой ситуации.
Семь лет назад в семье родилась Лиза — любимая и долгожданная.
— Мы всегда хотели, чтобы у нас был ребенок. Теперь вся наша жизнь вращается вокруг дочери, и это здорово, — в один голос признаются счастливые родители.
Ю. Ковалёв родился в Минске, учился в обычной школе, пока на урок физкультуры не пришла народная артистка БССР Людмила Бржозовская. Она набирала детей для занятий балетом и обратила внимание на маленького Юру. Родители были не против занятий сына танцами.
Будущий заслуженный артист оказался в хореографической гимназии-колледже. Учился, говорит, не всегда прилежно и по этому поводу даже шутит: мол, всю жизнь выезжает на обаянии. Но хорошие оценки в колледже и желанные балетные партии в театре, понятно, приходили не только поэтому. Прежде всего — талант и ежедневный труд.
Ю. Ковалёва позвали в СанктПетербург, где он танцевал в Театре балета Бориса Эйфмана. Однако он решил вернуться в Минск. Почему?
— Это было сложное решение, — не скрывает артист. — Беларусь — мой дом. Кроме того, я увидел, что, работая здесь, могу использовать свой опыт, приобретенный у Эйфмана.
В труппе Большого Ю. Ковалёв с 2003 года. Занят практически во всех спектаклях театра, всего более 70 ролей. Хотя говорит, что партию своей мечты еще не станцевал:
— За 20 лет работы в театре я, кажется, сыграл уже все, что только можно. Однако новая мечта появляется с каждой новой премьерой.
Когда бывает тяжело справляться с возникающими трудностями, Ю. Ковалёв вспоминает простые, но очень мудрые слова дедушки: «Рабі добра, і будзе добра». А чтобы эмоционально не выгорать и поддерживать себя в прекрасной физической форме, у заслуженного артиста есть три главных правила: высыпаться, не унывать, относиться ко всем проблемам с юмором.
— Главное, у меня есть семья, маленькая дочь: поиграю с ней, и моя жизнь начинает играть яркими красками! К тому же мы живем в загородном доме, который построили сами, а там мужчине всегда есть чем занять руки. Еще обожаю компьютерные игры, что тоже помогает переключиться, — говорит собеседник и признается: — Новый год — всегда ожидание чудес! А самые лучшие праздники были в детстве. И сейчас, когда у нас есть Лиза, все снова стало волшебным! Мы стараемся подарить ей чудо. Из этого вытекает и мое пожелание: постарайтесь сами сотворить волшебство для близких вам людей! И тогда следующий год обязательно будет лучше.
Спартаковский характер
— Балет — это музыка, отраженная в красоте линий. И конечно же, каждому спектаклю особую красоту, очарование и грациозность придают наши прекрасные балерины, — говорит заведующий балетной труппой народный артист Беларуси Антон Кравченко. — Но на сцене они, как и все женщины, нуждаются в сильном и надежном партнере, который поможет им в полной мере раскрыть свой талант.
Антон из числа тех артистов, у которых есть поклонники по всему миру. Но мало кто знает, что, как и многие сверстники, он хотел стать летчиком. Что же привело его в театр, где блистательно служит уже более четверти века?
Однажды в его школу пришли две женщины из Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Они набирали спортивных и гибких ребят. Антон успешно прошел испытания, и его приняли. Вскоре мальчика заметил народный артист Беларуси Юрий Троян.
— Даже сложно представить, насколько должно везти на протяжении жизни, — говорит А. Кравченко. — Это череда случайностей, удачи, подкрепленная огромной физической работой и стараниями, вплоть до самопожертвования.
По физическим нагрузкам труд танцовщика часто сравнивают с шахтерским. Но как бы тяжело ни приходилось, на сцене ты обязан всегда выглядеть легким и грациозным.
— Когда впервые станцевал ведущую партию в «Спартаке», сказал себе: «Больше никогда не буду! Никогда!», — признается ведущий артист балета Большого театра. — Проходило время, а я танцевал ее вновь и вновь. И каждый раз как последний…
Роль Спартака — одна из сложнейших мужских партий в балете. А. Кравченко стал лучшим исполнителем среди артистов своего поколения.
Талант А. Кравченко многогранен. Казалось бы, как можно в одной постановке танцевать партию и Каренина, и Вронского? Но ему удается и то и другое с одинаковым блеском.
— Мне кажется, что в балете самое главное — показать эмоции и погрузить в них зрителей, чтобы хоть на несколько часов они забыли обо всех своих делах и проблемах, — говорит он.
Народный артист за 10 лет построил дом, сам чинит свой автомобиль. Он придерживается принципа, что всему можно научиться. К тому же с малолетства познал цену деньгам.
— Мое детство пришлось на 1990-е. Кто-то называет их лихими, кто-то — тяжелыми и страшными. Помню период, когда зарплаты отца, трудившегося на одном из минских заводов, хватало на то, чтобы всего один раз сходить в магазин за продуктами. Это научило бережно относиться к финансам.
С супругой Марией Суворовой А. Кравченко свел тоже балет. Его будущая жена начинала балериной, потом учила танцевать детей, участвовала в шоу-балете Белгосцирка, а там и вовсе увлеклась джигитовкой… Сейчас Мария в очередном декретном отпуске — их сыну Ростиславу годик. Первенцу Насте 12 лет, а средней, Виктории, семь.
— Спектакль закончен, свет выключен, занавес закрыт… И все — ничего нет! Все в прошлом. Завтра нужно начинать заново — опять становиться к балетному станку. Каждый день преодолевать себя, делать больше и лучше, чем вчера. Только так возможен профессиональный рост, — отметил А. Кравченко.
Прорыв к мечте
Три года назад в одной из центральных газет вышла статья с привлекающим внимание заголовком: «Три дебюта за 10 дней: рекордсмен Большого театра Владимир Руда». И действительно, это время для талантливого танцовщика стало испытанием. Три новые главные роли сразу, очень сложные и при этом весьма разноплановые. Вечером 8 апреля 2022-го В. Руда впервые исполнил партию Левина в «Анне Карениной». Утром 10 апреля впервые вышел на сцену в партии Конька-Горбунка. А 17 апреля взял одну из самых крутых вершин в репертуаре Большого, станцевав Дьявола в «Сотворении мира».
В. Руда родился в Бресте, куда балет заезжает лишь иногда. У него была проблема со спиной. Родители хотели помочь сыну укрепить здоровье, а Вове понравилось танцевать. После окончания начальной школы девятилетний мальчик оказался перед очень сложным для такого возраста выбором: либо пойти в пятый класс гимназии, либо отважиться уехать от родителей в Минск. Причем в столице были два варианта, которые обсуждались на семейном совете: стать кадетом или учиться в хореографическом колледже. Паренек хотел продолжать учиться танцам. А чтобы снять все сомнения, испытательные экзамены в математическую гимназию сознательно завалил, хотя учился отлично. Уже тогда показал характер!
Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж В. Руда окончил в 2015 году. И опять оказался перед выбором: талантливого юношу пригласили сразу два ведущих театра — Белорусский музыкальный и Большой. Причем в первый звали солистом, тогда как во втором этот статус еще надо было заслужить.
В. Руда сразу заявил о себе ярко, станцевав множество сложных партий еще до апрельского «рекорда». А этот прорыв, когда впервые солировал сразу в трех балетных партиях, — закономерный итог таланта и трудолюбия артиста.
Сегодня в репертуаре В. Руды десятки партий, и их число постоянно растет. Мечты сбываются.
— Скажем, еще с колледжа мечтал станцевать на сцене Большого партию Базиля в балете «Дон Кихот», — признается собеседник. — Красивая роль, красивая история любви. И вот, уже танцую…
Сам он не женат, но любимая девушка, которую готов всегда носить на руках, есть.
— А кого приятнее носить: коллег-балерин или любимую? — задаю провокационный вопрос.
— Сравнивать женщин опасно, — отшучивается В. Руда. — Тем более что у нас в труппе все балерины прекрасны. Я, наверное, уже со всеми станцевал. И с каждой с огромным удовольствием.
С примами Большого театра Беларуси Людмилой Хитровой и Алиной Руденко, к слову, это предновогоднее время В. Руда проводит в концертном туре на Бали и в Таиланде.
Прежде чем ответить на вопрос, чего ждет от 2026-го он сам и что хотел бы пожелать своим зрителям, задумывается:
— Не знаю, никогда ничего особо не загадываю. Но главное пожелание — быть здоровыми. Для всех это архиважно, для артистов балета — особенно. В 2018-м на репетиции порвал крестообразную связку на колене и три месяца жил в неизвестности, смогу ли вообще вернуться на сцену. Это были самые страшные дни в моей жизни, потому что без балета себя не мыслю.
Фото предоставлены Большим театром Беларуси