Найти в Дзене

Как немецкая сказка стала главным символом Нового года в России

В конце XIX века перед Мариинским театром стояла задача, которую сегодня назвали бы "запуском продукта в низкий сезон". Рождественские праздники считались неудачным временем для премьер, публика разъезжалась по имениям, театральная касса пустовала. Нужен был контент, который заставил бы петербургскую элиту остаться в городе и прийти в театр именно в праздничные дни. В 1890 году директор Императорских театров Иван Всеволожский получил заказ от царской семьи. Нужна была рождественская постановка. Он обратился к Мариусу Петипа, главному балетмейстеру, который выбрал сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Музыку заказали Чайковскому, который только что триумфально поставил "Спящую красавицу". Но процесс пошел не по плану. Петипа заболел, постановку доделывал его помощник Лев Иванов. Чайковский работал без энтузиазма, он только что потерял любимую сестру и был в депрессии. Либретто упростили до примитива, убрав мрачные гофмановские мотивы. Премьера 18 декабря 1892 года провалилась.

Как немецкая сказка стала главным символом Нового года в России

В конце XIX века перед Мариинским театром стояла задача, которую сегодня назвали бы "запуском продукта в низкий сезон". Рождественские праздники считались неудачным временем для премьер, публика разъезжалась по имениям, театральная касса пустовала. Нужен был контент, который заставил бы петербургскую элиту остаться в городе и прийти в театр именно в праздничные дни.

В 1890 году директор Императорских театров Иван Всеволожский получил заказ от царской семьи. Нужна была рождественская постановка. Он обратился к Мариусу Петипа, главному балетмейстеру, который выбрал сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Музыку заказали Чайковскому, который только что триумфально поставил "Спящую красавицу".

Но процесс пошел не по плану. Петипа заболел, постановку доделывал его помощник Лев Иванов. Чайковский работал без энтузиазма, он только что потерял любимую сестру и был в депрессии. Либретто упростили до примитива, убрав мрачные гофмановские мотивы.

Премьера 18 декабря 1892 года провалилась. Критики писали: "Музыка сложная и скучная", "Сюжет путаный", "Первый акт - детский утренник, второй - бессмысленный дивертисмент". Балет показывали редко, через 10 лет вообще сняли с репертуара.

Однако, первый прорыв случился в 1919 году. Молодой балетмейстер Федор Лопухов переосмыслил второй акт. Он превратил набор танцев в цельную картину волшебной страны. Но главное, он понял ключевое: это история взросления ребенка, показанная через его детские фантазии. Это было революционно для балета того времени.

В 1934 году Василий Вайнонен в Ленинграде сделал радикальную версию.

Его подход:

- Драматургия через архетипы.

- Он усилил конфликт добра и зла, сделал Мышиного короля настоящим антагонистом.

- Визуальная метафора взросления показана ростом елки на сцене, что символизировало переход Мари из детства во взрослый мир.

- Эмоциональные якоря - каждый танец второго акта стал отражением характера Мари.

Но настоящий триумф пришел в 1966 году с постановкой Юрия Григоровича в Большом театре.

Он применил методы, которые сегодня используют продакты в создании вирусного контента:

1. Универсальная эмоция

Григорович убрал все сложное из сюжета, оставив чистую эмоцию - детское ожидание чуда. Это работает на любого зрителя независимо от возраста и образования.

2. Визуальная магия как продукт

Он вложил огромные деньги в сценографию - падающий снег (на сцене впервые использовали специальную установку), растущая до потолка елка, сотни костюмов. Это был wow-эффект, который заставлял возвращаться снова и снова.

3. Семейный формат

Григорович первым в СССР позиционировал балет как семейное событие. До этого балет был элитарным искусством. Он сделал спектакль, куда родители приводили детей - и это создало традицию.

4. Привязка к празднику

Он жестко привязал показы к периоду с 25 декабря по 10 января. Это создало дефицит и билеты раскупались за месяцы, превратив поход на "Щелкунчика" в обязательный атрибут праздника.

К 1970-м "Щелкунчик" стал самым кассовым балетом в СССР. Большой театр показывал его 20-25 раз за новогодние каникулы при аншлагах. Это приносило до 40% годовой выручки театра.

Сегодня "Щелкунчик" - это:

- Главный новогодний продукт всех балетных театров России. Мариинский, Большой, Михайловский показывают 30-40 спектаклей за каникулы

- Гарантированная выручка. Билеты продаются за 3-4 месяца, цены в 2-3 раза выше обычных

- Входной продукт. 60% зрителей "Щелкунчика" это семьи с детьми, которые впервые пришли в театр.

- Культурный код. Опросы показывают, что для 73% россиян "Щелкунчик" ассоциируется с Новым годом так же, как и салат оливье.