Найти в Дзене
Ника Марш

Несравненная

- Она жива? Только бы жива! – повторяли сотни людей, столпившиеся у газетного киоска. Каждое утро там вывешивали бюллетень с подробным описанием состояния здоровья артистки Вяльцевой. Весь Петербург загудел, когда она заболела. В том 1913 году эта новость была важнее всех остальных. Ведь Вяльцеву знали и любили миллионы. О какой артистической карьере можно мечтать, если ты – бедная крестьянская дочь? Настя Дмитриева, родившаяся в марте 1871 года в Орловской губернии, была дочерью недавних крепостных. Старый порядок отменили всего за десять лет до ее рождения, но семья все равно трудилась на земле бывшего помещика. Идти было просто некуда. Работая с остальными, она пела. И звонкий голосок Насти был до того хорош, что люди останавливались и дивились: надо же, каким талантом бог наделил! - Тебе бы учиться, - со вздохом говорили ей. И она послушно кивала. Эта мысль – выучиться, и стать настоящей певицей! – преследовала ее с ранних лет. Но как? Говорили, что помогла дальняя родня. Другие ув

- Она жива? Только бы жива! – повторяли сотни людей, столпившиеся у газетного киоска. Каждое утро там вывешивали бюллетень с подробным описанием состояния здоровья артистки Вяльцевой. Весь Петербург загудел, когда она заболела. В том 1913 году эта новость была важнее всех остальных. Ведь Вяльцеву знали и любили миллионы.

О какой артистической карьере можно мечтать, если ты – бедная крестьянская дочь? Настя Дмитриева, родившаяся в марте 1871 года в Орловской губернии, была дочерью недавних крепостных. Старый порядок отменили всего за десять лет до ее рождения, но семья все равно трудилась на земле бывшего помещика. Идти было просто некуда.

Работая с остальными, она пела. И звонкий голосок Насти был до того хорош, что люди останавливались и дивились: надо же, каким талантом бог наделил!

- Тебе бы учиться, - со вздохом говорили ей.

И она послушно кивала. Эта мысль – выучиться, и стать настоящей певицей! – преследовала ее с ранних лет. Но как?

Говорили, что помогла дальняя родня. Другие уверяли, что это бывший барин снабдил крестьяночку деньгами и помог ей уехать из родной деревни. Так или иначе, но Настя оказалась в Киеве. Очень грациозная, изящная, тоненькая, она поначалу поступила в балетную труппу. Учиться приходилось с самого начала, но она нисколько не роптала. Тем более, что ее хвалили за усердие.

Изучая балетное искусство, Настя выучилась, как правильно двигаться на сцене. Ее движения стали более плавными, более изысканными. Потом последовало предложение уехать в Москву, и вот уже там, в театре «Аквариум», Настя впервые запела на публике. Фамилию придумали сходу – Вяльцева. По преданию, это было прозвищем одного из предков Насти. Пусть это и не звучало блистательно, зато не так просто, как «Дмитриева».

-2

Публика вызывала ее снова и снова. Директор театра, который представления не имел, что из этого может получиться, с радостью подсчитывал в уме будущие барыши. Вяльцева сияла на сцене. А ее голос лился с такой силой и такой выразительностью, что люди были заворожены.

- Несравненная! – воскликнул кто-то.

Так с той поры ее и называли. Анастасия Вяльцева: несравненная.

Первые контракты были скромными, но это все равно означало движение вперед. Настя постоянно брала уроки вокала, попутно – светских манер. Постепенно приобретала лоск, и несколькими годами позже, глядя на эту красивую, полную очарования молодую женщину в великолепном белом платье, никто не подумал бы, что она была босоногой крестьянкой с Орловщины.

В Петербургском Малом театре она выступала один сезон, но зато ее заметил присяжный поверенный и литератор Николай Холев. Восхищенный сверх всякой меры, он познакомил ее со столичной богемой. Теперь в круг общения Вяльцевой входили самые знаменитые персонажи: артисты, композиторы, поэты и писатели.

В 1897 году Вяльцеву пригласили петь в театре «Эрмитаж». Тогда окончательно определился ее репертуар – романсы! О, в этом жанре она была бесподобна. Чувственное исполнение Анастасии Вяльцевой никого не оставляло равнодушным. Поклонники складывали к ее ногам бриллианты и дорогие меха… И это тоже стало частью ее сценического образа. Теперь недавняя крестьянка выглядела, как дама из общества.

-3

Это нравилось далеко не всем. Александр Блок, например, писал о ее выступлениях грубо:

«Она мне необыкновенно не понравилась. Раисова неизмеримо лучше. У Вяльцевой нет ничего, кроме бриллиантов и соболей, никакого обаяния, только умение петь».

Только умение петь! За это другие носили ее на руках!

Все знали, что в нее влюблены композиторы Зубов и Юрьев. «Не уходи, побудь со мною» Зубов написал как раз для Анастасии! Несколько лет он надеялся, что она будет с ним… Но сердце прекрасной певицы было отдано другому. Офицер Василий Бискупский, потомственный дворянин, не только ухаживал за Вяльцевой, но и добился от нее ответного чувства. Правда, они тщательно скрывали свои отношения. Для певческой карьеры Вяльцевой было выгоднее, если она останется недосягаемой и свободной. Тогда все прочие обожатели будут считать, что у них есть шанс.

Юрьев, как и другой влюбленный в Анастасию композитор, написал романс «В лунном сиянии». Он был посвящен Вяльцевой, и она сама блистательно исполняла его много-много раз!

В лунном сиянии снег серебрится
Вдоль по дороге троечка мчится
Динь-динь-динь, динь-динь-динь — колокольчик звенит
Этот звон, этот звук много мне говорит
В лунном сиянии ранней весною
Помнишь ли встречи, друг, мой с тобою
Колокольчиком твой голос юный звенел
Этот звон, этот звук о любви сладко пел
Вспомнился зал мне с шумной толпою
Личико милой с белой фатою
Динь-динь-динь, динь-динь-динь — звон бокалов шумит
С молодою женой мой соперник стоит…
-4

Соперник – тот самый Бискупский – стал тайным мужем Вяльцевой в 1905 году. Тогда шла русско-японская, он был тяжело ранен. И Анастасия, узнав о том, что случилось, помчалась на Дальний Восток. Она устроилась сестрой милосердия в полевой госпиталь, отменив все концерты. Ей предлагали тройную оплату, но Вяльцева работала почти год, и только потом вернулась на сцену. Большую часть от того, что она получила за свои выступления, Вяльцева отдала на помощь раненым. От этого ее популярность стала еще больше. «Народной артисткой» в ту пору не провозглашали. Но Анастасия была именно ею.

Она много выступала в провинции. Для ее комфорта даже оборудовали отдельный вагон! Только самые богатые люди в России (включая императорскую семью) могли владеть собственным вагоном… Говорили, что это очередной дар от неизвестного поклонника.

«В России есть три знаменитости, - говорил знаменитый борец Иван Поддубный, - я, Горький и Вяльцева».

На концертах никогда не было свободных мест. Приходили на них с охапками и корзинами цветов... На одном из них, в Санкт-Петербурге, Вяльцева сделала рекордные 52 выхода на бис. Чуть позже, уже в Москве, выступила на бис 60 раз за ночь! Это была колоссальная нагрузка. Муж умолял Настю снизить темп выступлений, но она всегда говорила, что не хочет разочаровывать публику. Шоу должно продолжаться, несмотря ни на что…

в личном вагоне
в личном вагоне

Осенью 1912 года Вяльцева заболела воспалением легких. Врачи советовали отменить гастроли, но Анастасия продолжала выступать, дала еще 10 представлений и только потом слегла. Ситуация ухудшалась, муж стал для нее донором к р о в и, но и это не помогало. Когда в столице узнали, что Несравненная больна, то возле окон ее палаты началось круглосуточное дежурство.

Врачи пошли на неслыханный шаг: они печатали бюллетень о здоровье Вяльцевой! Его вывешивали в газетных киосках, и к ним бежали люди, чтобы узнать, как себя чувствует их любимица…

Ее не стало в первых числах февраля 1913 года. В Петербурге отслужили панихиду в Благовещенской церкви, а когда пришла пора прощаться с нею, то от дома №84 на Мойке до Александро-Невской лавры шла огромная многотысячная рыдающая толпа.

Александр Вертинский позже признается: его манера исполнения была во многом почерпнута у Вяльцевой. Она была дивой своего времени. Ей подражали многие!

Генерал Василий Бискупский – муж Анастасии – участвовал в Первой мировой. Позже эмигрировал в Германию.

Евгений Юрьев
Евгений Юрьев

О судьбе автора романса «В лунном сиянии» почти ничего не известно. Даже дата его ухода спорна – 1911 год? Или чуть позже? Но и сейчас его произведение – одно из самых популярных в жанре романса, и входит в репертуар очень многих исполнителей…

В лунном сиянии снег серебрится
Вдоль по дороге троечка мчится

Динь-динь-динь, динь-динь-динь — колокольчик звенит
Этот звон, этот звук много мне говорит

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!