Завершить уходящий год мне хотелось бы публикацией материала Натальи Данишевской о советском спортсмене Викторе Чукарине. И не только спортсмене и олимпийском чемпионе - в первую очередь, о ветеране Великой Отечественной войны, имя и историю которого, к сожалению, теперь забывают...
«Виктор Иванович Чукарин — советский солдат, прошедший через семнадцать фашистских концлагерей, выживший и в Бухенвальде, и на барже смерти. И после столь тяжелых испытаний, дебютировав на олимпиаде в 31 год, он сумел стать семикратным олимпийским чемпионом и одним из величайших спортсменов планеты.
Виктор родился в ноябре 1921 года на юге Донецкой области, в селе Красноармейское, в семье донского казака и гречанки. Позже семья перебралась в Мариуполь, где мальчик пошёл в школу. В той школе работал Виталий Поликарпович Попович - учитель, влюблённый в спортивную гимнастику. Свою страсть он прививал ученикам, в том числе и Вите Чукарину.
Увлечение набирало силу — после окончания школы Виктор учился в Мариупольском металлургическом техникуме, продолжая серьёзно заниматься гимнастикой. Затем молодой человек, понимая, что увлечение становится делом всей жизни, перевёлся в Киевский техникум физической культуры. В годы большого террора беда не обошла их семью — арестовали отца. Вернуться домой ему было не суждено.
Сын за отца не отвечает — по счастью, этот принцип сработал в отношении Чукарина-младшего. Он продолжал учиться и заниматься гимнастикой, в возрасте 19 лет завоевал титул чемпиона Украины и получив звание «Мастер спорта СССР». Виктор мечтал об успехе и на чемпионате СССР, но чёрный июньский день 1941 года изменил его жизнь так же, как и жизнь десятков миллионов других советских людей.
Виктор пошёл на фронт добровольцем. Воевал в артиллерийской части на Юго-Западном фронте, обороняя Киев. Под Полтавой был ранен и контужен и попал в плен. Начались его скитания по Украине, Эстонии, Польше и, наконец, Германии.
Чукарина поместили в лагерь Зандобстель. 1941-42 годы были самыми трудными для советских узников. Люди умирали тысячами от голода и болезней. Однако весной 1942 года немецкое командование решило использовать их как рабочую силу. Выдав себя за бывшего крестьянина, заключённый номер 10491 - так теперь называли Виктора, - получил направление на ферму к фрау Брунс. «Я не умел ни доить, ни косить траву, и фрау Брунс это вскоре заметила. Но она меня не выдала и направила на поле для прореживания репы», — вспоминал он. После освобождения Чукарин благодарил её за то, что выжил в аду лишь благодаря её доброте и пониманию.
Он прошёл через семнадцать концлагерей, включая Бухенвальд, через непосильный труд, болезни, голод, когда каждый день мог стать последним. Но Виктор при каждой возможности пытался заниматься гимнастикой, подсматривал упражнения у немецких надзирателей — спортивная гимнастика до войны была культовым видом спорта в Германии, и спортсмены этой страны считались сильнейшими в мире.
В первых числах мая сорок пятого, когда уже пал Берлин, узников загнали на баржу и вывезли в море. Немецкое командование приказало избавиться от заключённых - свидетелей злодеяний фашистов. Однако по каким-то причинам топить баржу не стали. Переполненное измученными узниками судно, носившееся в море по воле волн, перехватил английский сторожевик – люди были спасены…
Когда Виктор вернулся домой, это был не атлет, а тень. Скелет, обтянутый кожей, с глазами глубокого старика, не узнала даже родная мать. Только шрам, оставшийся на голове с детства, убедил женщину, что перед ней действительно её сын. Доходяге с весом сорок килограммов нужно было думать не о спорте, а о восстановлении здоровья — так считали все. Но сам Чукарин полагал иначе.
Он решил продолжить учёбу и стал готовиться к поступлению в вуз. Не сумев поступить в Киевский институт физкультуры, поступил в аналогичный вуз, только что открывшийся во Львове. Постепенно набирал форму. В 1946 году на первом послевоенном чемпионате СССР по спортивной гимнастике занял 12-е место. Для человека, всего лишь за год до того находившегося на краю гибели, это был огромный успех, но Виктор поставил себе более высокие цели.
Год спустя на аналогичном турнире он становится пятым, а в 1948 году 27-летний Виктор Чукарин впервые завоевывает титул чемпиона СССР. Через год спортсмен завоёвывает звание абсолютного чемпиона страны и сохраняет его ещё в течение двух лет. Мечта исполнена, ему уже тридцать лет (для спорта это большой возраст), за плечами лагерные муки и изнурительные тренировки, - казалось бы, пора найти занятие поспокойнее. Нет. У Виктора Чукарина появляется новая цель — олимпиада.
В 1952 году на играх в Хельсинки сборная СССР впервые присоединяется к олимпийским соревнованиям. 31-летний Чукарин даже по куда более мягким, чем теперь, меркам послевоенной гимнастики считался ветераном. Дебютант и ветеран в одном флаконе — редкое сочетание. Но Виктор поставил себе цель - доказать всему миру свою спортивную состоятельность и состоятельность страны, которую он представлял.
У Чукарина, как у истинного героя, была своя ахиллесова пята — вольные упражнения. Сбой Чукарина в вольных упражнениях на олимпиаде в Хельсинки осложнил борьбу сборной СССР за золотую медаль. Но в трудные минуты он умел собираться максимально. Итогом выступления стала золотая медаль в командном зачёте и победа Виктора Чукарина в абсолютном первенстве. К этому успеху Виктор добавил «золото» за упражнения на коне и в опорном прыжке, а также два «серебра» — за упражнения на кольцах и на брусьях.
Из Хельсинки спортсмен возвращался в ранге четырёхкратного олимпийского чемпиона. Он, как никто, имел полное право почивать на лаврах. Но люди той эпохи были, видимо, сделаны из какого-то особо сплава мужества, стойкости и воли. Виктор Чукарин остаётся в гимнастике и в 1954 году становится трёхкратным чемпионом мира. На олимпиаду 1956 года в Мельбурне 35-летний ветеран едет с одной целью — сражаться за победу.
А сражаться было с кем. Команда Японии во главе с Такасио Оно поразила всех своим стремительным прогрессом. За «золото» в командном первенстве развернулась яростная схватка, но сборная СССР сумела отстоять первое место. Ещё драматичнее развивались события в борьбе за абсолютное первенство. Японец был просто великолепен, а партнёры Чукарина один за одним выбывали из борьбы. Единственным, кто мог превзойти Такакси Оно, оставался Виктор Чукарин. Для этого ему нужно было получить оценку не ниже 9,55 балла в последнем упражнении. А оставались у Чукарина вольные упражнения - его вечная ахиллесова пята… Замерший зал, застывший в напряжении соперник - и Чукарин, выполняющий, возможно, самое сложное упражнение в своей карьере.
Он отработал на ковре без ошибок, и все взгляды устремились на табло. И когда там появилась оценка 9,55 балла, Виктор бросился в объятия товарищей по команде, не скрывая слёз. А потрясённый Такасио Оно сказал журналистам: «У этого человека невозможно выиграть. Просчёты действуют на него лишь как призыв к новым попыткам».
За всю историю олимпийских турниров по спортивной гимнастике лишь трём спортсменам удавалось дважды стать абсолютными олимпийскими чемпионами — итальянцу Альберто Бралье, японцу Савао Като и Виктору Чукарину. Но ни итальянец, ни японец не пережили того, что пережил на пути к своему успеху советский спортсмен. К «золоту» Мельбурна в команде и абсолютном первенстве Виктор Чукарин добавил «золото» на брусьях, а также «серебро» в вольных упражнениях и «бронзу» в упражнениях на коне. Итого - одиннадцать олимпийских наград, включая семь золотых медалей.
После окончания спортивной карьеры Виктор Иванович перешёл на тренерскую работу. В последние годы жизнь его сосредоточилась вокруг кафедры Львовского института физкультуры, где он преподавал. Он всегда был немногословным, не любил вспоминать о том, что выпало на его долю, - как и большинство ветеранов Великой Отечественной войны.
Виктора Ивановича Чукарина не стало 25 августа 1984 года. Спортсмен похоронен во Львове. К сожалению, спортивная слава не вечна - сегодня о Викторе Чукарине вспоминают редко. И это в высшей степени несправедливо...»