Азербайджанский бренд V-Nine создала в 2012 году Вафа Пирверди. V – первая буква ее имени. Nine – 9, любимая цифра. Журнал «Баку» выяснил, из чего складывается идеальный гардероб, кому каждый сезон требуется новое платье и какую одежду любят бакинки.
БАРБИ ИЛИ МИШКИ?
«В детстве модных Барби у меня не было, поэтому я наряжала обычных кукол. А еще были плюшевые мишки, им, конечно, тоже приходилось становиться моими моделями».
____
Куклам Вафы определенно повезло с хозяйкой. Как только в коллекции появлялась новая «подружка», ее магазинное платьишко с оборочками тут же отправлялось в комод. Из колготок – обычных, в рубчик, разноцветных хлопчатобумажных – Вафа придумывала кукле наряд в стилистике Comme des Garçons и ранней Vivienne Westwood. Детские носочки тоже шли в дело.
Именитых дизайнеров на показах тех игрушечных коллекций, конечно же, не было, хотя они наверняка оценили бы эти образы по достоинству. Вместо них места в первом ряду занимали другие куклы и плюшевые медведи.
Впрочем, медведи тоже подвергались стайлингу. Одному (одной?) мишке она сшила пышную юбочку-туту на резинке. Эта мишка, конечно, сразу стала принцессой и вообще самой модной мишкой в Баку – по крайней мере, в районе Торговой улицы, где жила Вафа.
Кстати, сейчас такие же – ну почти такие же – юбки есть в детской линии бренда V-Nine. Девочкам они очень нравятся.
Когда Вафа подросла, она стала придумывать «человеческую» одежду. На показы приглашались подружки, а в качестве модели выступала сама Вафа. Стулья расставлялись вдоль всей комнаты, Вафа ходила по импровизированному подиуму, подружки хлопали. Колготками дело уже не ограничивалось: Вафа экспериментировала почти со всеми вещами, что находила в шкафу. Брюки превращались в шорты, блузка надевалась задом наперед и приобретала совсем другой смысл и вид, из шарфов и шалей создавались платья. После показа подружкам нужно было обязательно прокомментировать образы и подписаться на лист ожидания понравившейся модели. К счастью для мамы, Вафа не перекраивала всю имевшуюся в доме одежду. Ограничивалась ее «терапевтическим» переосмыслением.
Журналы Vogue, Harper’s Bazaar, Elle были ее фешен-самоучителями. Она вырезала из них модели, которые нравились, добавляла какие-то детали и составляла коллажи, еще не зная, что это называется «мудборд» и что их делают все дизайнеры.
Тридцать лет спустя Вафа занимается, по сути, тем же: приступая к новой коллекции, первым делом создает мудборд. В нем все должно сочетаться: цвет, материал, фурнитура, погода, настроение и даже музыка. Она предпочитает классику.
ГОРЫ ИЛИ МОРЕ?
«Однозначно горы. Когда думаю над очередной коллекцией, мне надо уехать из города, вырваться из повседневной рутины. Я сажусь в машину и отправляюсь в горы – например, в Гусар, в Шахдаг. Там работается лучше. И да, самые красивые и точные мудборды получаются именно в горах».
КАБЛУКИ ИЛИ КРОССОВКИ?
«Во времена моего детства женщины гораздо чаще ходили на каблуках. Даже если вышли в магазин или прогуляться по бульвару, неважно, туфли это, босоножки или сапоги, – каблуки были чуть ли не обязательны. Теперь же молодежь ходит в кроссовках, в балетках. Люди в Баку стали одеваться более расслабленно. Я сама люблю свободный стиль, поэтому обрадовалась этому».
____
В 16 лет Вафа поехала учиться в Англию. Сначала в школу Sherborne School for Girls, где окончила 11-й и 12-й классы. Эти два старших класса – они занимаются по программе A-Level – особенные. Ты вроде еще школьница, но сама выбираешь предметы – с учетом будущей специальности. В Sherborne School можно было выбрать курс дизайна – ювелирного, мебельного или текстильного. Вафа взяла текстильный дизайн. Там, кроме всего прочего, рассказывали, какой материал предпочтительно использовать в том или другом случае, наряды из каких тканей уместны в разных ситуациях. «Меня всегда занимал этот вопрос – вопрос уместности, – говорит Вафа. – И оказалось, многое зависит не только от фасона, а именно от ткани. Кашемировые свитеры и уютный трикотаж идеально подходят для уик-энда, расслабленного ужина в шале. Шелк – для вечерних торжественных мероприятий. Понимание характера тканей мне очень пригодилось».
Потом она окончила бакалавриат и магистратуру в Лондоне в Kingston University, который специализируется на образовании в области искусства, дизайна, моды, техники и бизнеса. А в 2012-м вернулась в Баку: «Я поняла, что хочу делать моду в родном городе, в своей стране».
Но сначала надо было выяснить, какую одежду хотят носить бакинки. Вафа провела исследование рынка – множество бесед, фокус-групп – и решила делать комфортную, удобную одежду в стиле кежуал. Красивую, с изюминкой, но без излишней нарядности.
Одновременно с первой коллекцией бренд V-Nine выпустил обувь – остроносые туфли-стилеты – и сумки. Сейчас в линии аксессуаров сумки самые разные: и вечерние, с ручной вышивкой, и повседневные кожаные, и тоут. «Сама я чаще ношу именно тоут, – говорит Вафа, – туда помещаются все папки, бумаги, айпэд, косметика, духи… В общем, там вся моя жизнь, как обычно бывает с дамской сумкой».
ЦВЕТОЧНЫЕ ДУХИ ИЛИ ЦИТРУСОВЫЕ?
«Ни то ни другое. Предпочитаю удовые ароматы. Уд – нота, близкая к древесной. Ее создают из сердцевины агарового дерева аквилария, это классический ингредиент восточных ароматов, и чаще всего это ароматы унисекс. Я довольно часто меняю духи, в зависимости от сезона и настроения, но никогда не ношу классические женские цветочные букеты».
CHANEL ИЛИ VICTORIA BECKHAM?
«Платья могут быть очень простыми, шик придают именно крой и посадка по фигуре. Все дело в деталях: 100 дизайнеров создают черные платья, но только у единиц получается такое, которое женщины хотят покупать и носить».
____
Еще когда Вафа училась в колледже и университете, ей рассказывали про Dior, Chanel, Yves Saint Laurent и прочие великие модные дома. Точнее, не только рассказывали – давали задания подготовить доклады. Вафа сидела в библиотеках, листала сайты, понимала: Габриэль Шанель – это маленькое черное платье и свобода от корсетов, Кристиан Диор – серый цвет, принт «куриная лапка» и new look, Ив Сен-Лоран – женские смокинги. Все это актуально до сих пор. И все это можно предложить современным женщинам.
В капсульной коллекции V-Nine, которая выходит каждый год, обязательно есть женские смокинги с широкими плечами (привет вам, Ив Сен-Лоран и Бальман), короткие твидовые пиджаки (привет, Мадемуазель), костюмы в пижамном стиле и платья-комбинации, которые Кейт Мосс парой выходов в свет сделала мастхэв для любого гардероба. Эти базовые модели из года в год становятся бестселлерами: Вафа добилась той самой идеальной посадки и высочайшего качества в мелочах. А еще в одежде V-Nine всегда удобно: вы можете сесть, встать, закинуть ногу на ногу – ничто не помнется, не будет жать, врезаться. «Комфорт – это очень важно, – считает Вафа. – Платья, сковывающие движения, в которых нельзя дышать? Послушайте, мы живем в XXI веке. Жертвовать комфортом ради какой-то умозрительной идеальной красоты – нет, нет и еще раз нет. Мы шьем платья не для манекенов, а для живых женщин».
Своими нынешними источниками вдохновения Вафа считает Карла Лагерфельда, Марка Джейкобса, Симона Жакмюса и Викторию Бекхэм: «У нее изумительные платья-футляры и безукоризненный стиль».
ЧЕРНЫЙ ИЛИ КРАСНЫЙ?
«Конечно, черный. Черные вещи всегда элегантны, актуальны и уместны в большинстве случаев. У меня в коллекциях, особенно в кутюрных, вечерних линиях, всегда много черного. И мой личный гардероб на 2/3 состоит из вещей именно этого цвета».
ТВИД ИЛИ АТЛАС?
«Твид – мой любимый материал. Первая коллекция вообще была полностью твидовая: и костюмы, и жакеты, и пальто. А несколько лет назад мы запустили детскую линию, в ней тоже много костюмчиков и платьиц из твида. Кто сказал, что твид – это «взрослый» материал? Я считаю, к элегантности надо приучать с детства».
____
Твид вывела на подиумы Габриэль Шанель, до этого он считался скучным материалом для мужских пиджаков. Но во время романа с герцогом Вестминстерским Мадемуазель обратила внимание на этот «скучный» материал и решила, что сделает из него жакеты, которые будут идеально сидеть на женской фигуре.
А для вечерних нарядов Вафа предпочитает натуральный шелк, который – она помнила это еще с колледжа, из курсов по текстильному дизайну – сам по себе уже элегантный и праздничный материал. Шелковые вещи не должны быть перегружены деталями. Один акцент – например, аппликация в виде цветка или необычная драпировка – делает платье уникальным. Два акцента – безвкусным.
Во многих моделях (главным образом в нарядах из вечерних коллекций) V-Nine используется ручная работа: вышивка, кружево, стразы. Некоторые платья напоминают драгоценности: лиф, воротник или пояс выглядят как цитаты из первой ювелирной коллекции Chanel 1932 года, где главной темой были как раз кометы и звезды. В команде у Вафы трудится несколько мастериц, занимающихся исключительно деталями, и, похоже, они вполне могли бы составить конкуренцию сотрудникам парижских кутюрных мастерских Lesage и Lemarié. «А вообще мне невероятно повезло, – говорит Вафа. – Все люди, которые работают в V-Nine, единомышленники. Мы одинаково чувствуем красоту и хотим ее создавать. Равнодушных среди нас нет».
СОЛНЦЕ ИЛИ СНЕГ?
«Снег. Я люблю осень и зиму, мне в это время лучше работается, чаще приходит вдохновение. И осенне-зимние коллекции всегда придумываются проще. Наверное, я подсознательно жду, когда наступит мое любимое время года и можно будет носить твидовые пальто и тренчи».
МАЛЬЧИКИ ИЛИ ДЕВОЧКИ?
«Примерно до семи-восьми лет все девочки хотят носить платья и юбочки «как у принцесс»: пышные, яркие, цветные. А потом вкусы меняются, и наши модницы мечтают выглядеть, как старшая сестра или брат. Им нравятся джинсы, майки, вещи оверсайз. В этом нет ничего плохого, не нужно им мешать, нужно помочь найти свой стиль. Мы это и делаем».
____
Детскую линию V-Nine выпустила в 2014 году, и неожиданно даже для самой Вафы она быстро стала пользоваться спросом. Девочки каким-то непостижимым образом запоминали название бренда и озвучивали мамам свои мечты. Те приходили в бутик: «Дочка хочет пойти на праздник только в платье V-Nine, что делать, надо покупать!»
Так у V-Nine появились постоянные клиентки 5–12 лет, которым действительно каждый год требуется новое платье – они быстро растут. Но Вафа оказалась хорошим психологом: поняла, что вместе с размером и возрастом меняются детские предпочтения в одежде.
Дочке Вафы, Софии, сейчас пять лет, и она, конечно, фанатка линии V-Nine Kids. Вечерние наряды Софии – только «от мамы». У нее уже есть свое «маленькое черное платье». И маленькое белое (с забавным ожерельем-принтом) тоже есть: София носит его с розовым ободком с рожками. И маленькое голубое платьице с отложным воротничком и вышивкой. В своих нарядах она и впрямь похожа на принцессу из сказки. «А для меня важно, что во всех этих платьях ей удобно. Дочка может бегать, прыгать, падать – в общем, вести себя как нормальный ребенок, – говорит Вафа. – Требования к комфорту, которые мы предъявляем к взрослой одежде, здесь удваиваются и даже утраиваются. Нельзя одевать ребенка, как куклу, и требовать, чтобы он вел себя как кукла – куда посадили, там и сидит». И конечно, София (а также ее двоюродные сестренки) входят в фокус-группу консультантов V-Nine: так Вафа понимает, что маленькие модницы захотят носить в будущем сезоне. Например, актуальны ли еще единороги? Может быть, уже нет?..
Старшему брату Софии, Давуду, семь лет. Поскольку одежды для мальчиков в мамином бренде пока нет, он носит то, что все мальчишки его возраста, – худи и спортивные штаны. «Договориться с Давудом, чтобы на какое-то мероприятие он надел пиджак или рубашку, – задачка со звездочкой, – смеется Вафа. – «Пойду в домашней майке, потому что мне так удобнее». Пытаюсь объяснять, что домашние майки – для дома. Спортивные штаны – тоже мегаудобная вещь, но не для выхода. Получается, если честно, пока с трудом».
В планах Вафы – запустить линию для мальчиков. Разумеется, с учетом пожеланий Давуда – тогда, возможно, удастся убедить сына отказаться от любимой толстовки.
А еще в планах – расширить присутствие V-Nine в мире, чтобы бренд был представлен на международных онлайн-платформах и в крупных торговых моллах. В ближайшем будущем – в Дубае. В отдаленном – возможно, и в Harrods, почему нет?
Читайте еще:
Наметано и прострочено: модельер Фаик Керим
Теймур и ее команда: этичный бренд одежды Collina Strada
Текст: Анна Клыкова