Здравия, товарищи!
Сила есть – ума не надо. Уверена, что придумал это кто-то, не обладавший ни умом, ни силой.
Классический маневр: если не обладаешь видимым достоинством, припиши себе наличие трудноуловимого.
Работает, кстати, по сей день, и неспортивные люди склонны приписывать себе особый интеллект, просто потому что умные этим якобы заниматься не станут.
При этом в глаза бросается то, что ум сих людей столь велик, а знания обширны, что они каким-то чудом, будучи представителями западной цивилизации, не в курсе того, что Пифагор был одним из лучших кулачных бойцов, Платон был хорошим борцом, Сенека даже будучи престарелым астматиком продолжал бегать наперегонки с молодым тренировочным партнером, как и один из величайших правителей в истории – Октавиан Август.
Список спортивных умников на самом деле довольно велик и особенно впечатляющим он был в древности, когда идея противоположности телесного и душевного/духовного еще не проникла в сознание масс.
Ирония в том, что сделано это было в первую очередь, наверное, даже не благодаря неспортивному христианству, а учению того самого спортивного Платона.
Ну да бог с ними с виноватыми.
Нам достаточно того, что высокий интеллект физическому развитию не противоречит и даже может способствовать, ибо как говаривал Фридрих Ницше, не следует не доверять ни единой мысли, которая не родилась на воздухе и в свободном движении.
Научные данные
Куча исследований последних десятилетий все больше указывает на то, что именно физическая активность является одним из важнейших факторов, способствующих развитию мозга и поддержанию его функций, включая когнитивную.
В контексте уже одного этого становится ясно, что популярные прежде воспитательный стереотип, согласно которому ребенка нужно направлять либо в спорт, либо в учебу действительности не соответствует и разумнее говорить о выборе акцентов.
Так очередное штатовское исследование показало, что в среднем те дети, которые 3 –4 раза в неделю занимаются спортом имеют в среднем более высокие оценки, нежели неспортивные зубрилы.
Правда, не могу сказать, что разница была колоссальной – около 5% преимущества. Другие исследования показали примерно такой же отрыв – 2-5%. Но зато при этом у них было едва ли не 100% преимущества по физическим кондициям.
Интересно, что дети, тренировавшиеся 4–6 раз в неделю, имели ещё более высокий балл.
К сожалению более обширных исследований не проводилось, и осталось неясным, где та черта, за которой успеваемость должна начать падать. Между тем, это обязательно должно произойти, ибо рано или поздно на спорт и восстановление будет уходить почти все время.
Не менее интересно было бы узнать, по отношению к какой именно интеллектуальной деятельности будет спад и будет ли он вообще, ибо, согласитесь, одно дело учиться в школе или ВУЗе, и совсем другое заниматься той или иной научной работой.
При этом, кстати, не факт, что научная деятельность потребует больше времени, ибо таковая часто требует не столько временных затрат, сколько оригинальности мышления и умения вовремя отключиться от научных задач.
Со временем, думаю, доберутся и до этого. Однако родителям (бабушка и дедушкам), которым в первую очередь и адресована эта статья, важно то, что, отдав чадо в какой-то спорт, они не понизят, а повысят успеваемость. В среднем, конечно.
Что улучшится?
Те исследователи обратили внимание на одну интересную деталь: успеваемость растет неравномерно.
Точные науки прогрессируют больше, тогда как успеваемость в гуманитарных дисциплинах, хотя и шла в рост, но меньшими темпами.
Предположительно это связывается с тем, что занятия спортом повышают способность к принятию решений и более ориентируют на учет очевидных факторов, нежели культурно обусловленных.
Мое личное мнение
К последнему от себя могу добавить, что в целом придется признать и то, что спорт делает человека менее чувствительным.
Что бы там ни говорили в эпоху толерантности, фальшивых улыбок и позитивного мышления, но спорт требует безжалостности, а это не способствует развитию особой внутренней тонкости.
Я не говорю, что спорт сделает из вашего ребенка изувера, но должна признать, что в который раз вернувшись с пробежки под дождем, понимать Обломова становится все труднее.
То есть умом-то я понимаю ход его мысли, но эмпатическая, сопереживательная составляющая болтается в районе нуля, ибо, чтобы испытывать эмпатию, нужно уметь отождествляться с объектом.
Но для этого должны быть внутренние составляющие, которые можно отождествить, и чем их больше – тем качественнее настройка на объект эмпатии.
Спорт же учит не жалеть себя, учитывать только значимые факторы, а эмоции просто использовать как внутренний форсаж, если в таковом есть потребность, и отключать, когда они мешают, и всё это, что бы ни говорили, обязательно отразится на восприятии окружающего мира и взаимодействии с ним.
Плюс это или минус – уже судить самому человеку.
Но есть такой момент: психологические изменения имеют временный характер. Т. е. изменения в характере, которые произошли в годы юношеских занятий спортом, после того как будут брошены последние, подержатся некоторое время, да и уйдут вслед за ними.
Ибо характер – результат не запоминания, а следствие текущих жизненных практик.
До встречи в Новом году и с праздником!