Найти в Дзене
Познающий

Парадокс Пиноккио - адаптированная версия парадокса лжеца

Парадокс Пиноккио - загадка из мира философии аналогичная парадоксу лжеца, в которой вымышленный персонаж Пиноккио чей нос растёт всякий раз, когда он говорит неправду, заявляет: «Мой нос сейчас вырастет». Сделанное им утверждение порождает неизбежное противоречие... ...если это правда, нос останется неизменным, а значит Пиноккио сказал неправду, но если он сказал неправду, то нос должен вырасти, в таком случае получается, что он сказал правду. Если ничего не поняли не расстраивайтесь, чуть нижу я объясню ещё раз. Ну а пока... Данный парадокс был придуман в феврале 2001 года одиннадцатилетней Вероникой Элдридж-Смит и впоследствии структурированный её отцом, философом Питером Элдридж-Смитом. Образ Пиноккио берёт своё начало в итальянском детском романе «Приключения Пиноккио» написанном Карло Лоренцини под псевдонимом Карло Коллоди и впервые опубликованном в виде книги в 1883 году. Пиноккио озорная деревянная кукла, вырезанная резчиком по дереву Джеппетто, которая оживает и отправляется
Оглавление

Парадокс Пиноккио - загадка из мира философии аналогичная парадоксу лжеца, в которой вымышленный персонаж Пиноккио чей нос растёт всякий раз, когда он говорит неправду, заявляет: «Мой нос сейчас вырастет».

Сделанное им утверждение порождает неизбежное противоречие...

...если это правда, нос останется неизменным, а значит Пиноккио сказал неправду, но если он сказал неправду, то нос должен вырасти, в таком случае получается, что он сказал правду.

Если ничего не поняли не расстраивайтесь, чуть нижу я объясню ещё раз.

Ну а пока...

Немного истории

Данный парадокс был придуман в феврале 2001 года одиннадцатилетней Вероникой Элдридж-Смит и впоследствии структурированный её отцом, философом Питером Элдридж-Смитом.

Образ Пиноккио берёт своё начало в итальянском детском романе «Приключения Пиноккио» написанном Карло Лоренцини под псевдонимом Карло Коллоди и впервые опубликованном в виде книги в 1883 году.

Пиноккио озорная деревянная кукла, вырезанная резчиком по дереву Джеппетто, которая оживает и отправляется на поиски приключений. Главной особенность куклы является её нос, который служит своего рода индикатором нечестности

Связь с классическими парадоксами

Парадокс Пиноккио это современное развитие парадокса лжеца, возникшего у древнегреческого философа Эпименида около VI века до н.э., согласно которому, выражение «Все критяне лжецы» (произнесённое критянином), порождает противоречие, указывая на собственную ложность.

В классической формулировке утверждение: «Это утверждение ложно» бесконечно колеблется между истинностью и ложностью, не приводя к стабильному результату, не нарушающему логических принципов. Парадокс Пиноккио адаптирует эту структуру, включая физический индикатор лжи -удлинение носа.

Парадокс доступным языком

«Мой нос сейчас вырастет»

Предположим сначала, что утверждение верно. Если оно верно, то нос Пиноккио вырастет, как и предсказывалось. Однако верное утверждение означает, что Пиноккио не лжет, поэтому его нос не должен вырасти, что прямо противоречит предсказанию о росте.

Получается: истинность утверждения влечёт за собой его ложность из-за отсутствия ожидаемого физического эффекта.

Теперь предположим, что утверждение ложно. Если оно ложно, нос Пиноккио не вырастет. Однако ложное утверждение представляет собой ложь, которая, согласно первоначальным правилам автора книги, требует, чтобы нос Пиноккио вырос, что снова приводит к противоречию.

Напоследок:

Опубликованные мною статьи о парадоксе лжеца породили множество споров о том, что предложения не могут быть ложными или правдивыми, ведь это просто слова и т.д.

В данном же случае нет какого-либо утверждения об истинности или ложности. Всё что мы знаем, это то, что нос Пиноккио растёт только тогда, когда он говорит неправду. Поэтому, если он скажет: «Мой нос растет», это создаст
сложную ситуацию. Дело не в том, что Пиноккио известен как лжец в целом. Если бы он сказал: «
Я заболеваю», это могло бы быть как правдой, так и
неправдой. Но «
Мой нос растет» не может быть ни правдой, ни ложью без
возникновения парадокса.