2025-й для экономики России можно сравнить с похмельем: после двух предыдущих лет веселого роста пришлось расхлебывать неприятные последствия. Подводим итоги: как прошел год для финансов государства и населения.
Мария Соколова
2023 и 2024 годы дали и властям, и народу некоторый оптимизм: санкции не погубили экономику России, она росла на 3,6% и 4,3% соответственно, а вместе с ней восстанавливались доходы населения.
2025 год оказался совсем другим. Он больше похож на похмельное утро после бурного веселья. «Плановое охлаждение экономики», объявленное министром финансов Антоном Силуановым, привело к тому, что ее рост по итогам окажется менее 1%. Такой показатель ожидают увидеть в Минэкономразвития.
Но что прячется за таким абстрактным для обычных людей показателем, как «рост экономики»? Разбираемся подробнее.
Как промышленность пострадала от инфляции
Весь прошлый год прошел под флагом борьбы с инфляцией. Она всегда была на первом месте при принятии властями решений. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина даже загадала на Новый год, чтобы в 2026-м рост цен остановился на уровне в 4%.
Собственно, ничего нового в 2025 году для снижения инфляции у нас не придумали. ЦБ просто продолжал придерживаться взятого еще летом 2023-го курса на жесткую денежно-кредитную политику, то есть на сохранение высокой ключевой ставки, которая на корню рубит экономическую активность и населения, и бизнеса.
Что ж, Набиуллина может гордиться результатами своей деятельности: с марта 2025-го кривая инфляции наконец-то пошла вниз. К ноябрю она опустилась с 10,34% до 6,64%, а по итогам года должна упасть ниже 6%. Двухлетний тренд на рост цен переломлен — задача выполнена. А все остальное ее не интересует.
В итоге в спячку ушла промышленность. Если за январь — ноябрь 2024-го обрабатывающий сектор показал рост на 9,2%, то в ушедшем году — лишь на 2,6%. Да и то эта статистическая прибавка достигнута только за счет увеличения производства лекарственных препаратов на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (увы, но это не сделало лекарства более доступными) и роста производства металлических изделий благодаря продолжению СВО.
Почти все остальные отрасли ушли в минус: страдают производство продуктов питания, автопром и производство машин для сельского хозяйства, химическая промышленность и так далее. Спад производства зафиксирован в 70 отраслях обрабатывающей промышленности из 92, по которым Росстат ведет наблюдения.
Эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Сергей Цухло в своем отчете указывал, что Индекс прогнозов в среднегодовом исчислении опустился до 16-летнего минимума: эксперты отмечают крайне тяжелое положение промышленности.
— Баланс инвестиционных планов не просто перешел «в минус» в 2025 году, он туда буквально рухнул, побив антирекорды 2022, 2020 и 2015 годов.
По словам председателя совета ассоциации «Машиностроительный кластер Чувашской Республики» Григория Болотина, промышленность в 2025-м из-за падающего спроса, дорогих кредитов, повышающихся тарифов на ресурсы вошла в состояние «идеального шторма».
Главе Минпромторга Антону Алиханову наверняка пришлось в этом году немало потрудиться, чтобы текущее положение не воспринимали как кризис.
Куда пошли собранные налоги?
Но проблемы в промышленности не помешали властям собрать побольше денег в бюджет с бизнеса и людей.
Сборы налогов, связанные с внутренним производством, за январь — ноябрь 2025-го выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,3% (прибавка 3,5 трлн рублей). Налог на прибыль благодаря выдающимся результатам 2024 года взлетел на 74,7%, сборы акцизов — на 27,4%, а НДС, заложенный в стоимость большинства товаров и услуг, — на 17%.
Но это Минфину особо не помогло: из-за падения нефтегазовых доходов на 22,4% совокупные поступления прибавили лишь 0,7%. А с учетом инфляции они и вовсе сжались на 5,6%.
Нефтегаз стал главным разочарованием прошлого года. Председатель попечительского совета АНО «Агентство общественных инициатив» Вадим Сушко отмечает, что отечественную нефтянку сильно подкосили санкции.
— В 2025 году ЕС согласовал пакет санкций против России, затронув почти 200 танкеров «теневого флота», 30 компаний, вовлеченных в торговлю товарами двойного назначения, и 75 лиц и организаций. Совет Евросоюза в 2025 году сообщил, что продлил действие 19 пакетов санкций против России до 31 июля 2026-го.
В итоге, как сообщает Bloomberg, российская нефть Urals сейчас рекордно дешевая — примерно 34 доллара за баррель. Однако дело не только и не столько в санкциях.
По данным Минфина, экспортная пошлина на нефть в 2025-м обнулена, но в позапрошлом году, например, государство и вовсе вернуло нефтяникам пошлины на 3,4 млрд рублей. Основной ущерб федеральному бюджету нанесло падение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от нефтедобывающих предприятий. Если в 2024-м бюджет получил 10,13 трлн рублей, то по итогам 2025-го сборы должны составить менее 7,5 трлн рублей.
Выглядит удивительно, ведь объемы добычи нефти в 2025 году не упали и составили 516 млн тонн — недавно рассказал вице-премьер Александр Новак. Значит, и поступления НДПИ должны были остаться на прежнем уровне.
Однако тренд последнего времени — это использование нефтяниками старых месторождений, которые либо уже истощены, либо сильно обводнены. Чтобы нефть на таких месторождениях выкачивалась до последней капли, государство предлагает льготы по НДПИ. И чем дальше, тем больше льгот будут получать нефтегазовые компании — это заложено в бюджетном прогнозе правительства до 2042 года.
Сколько бы денег ни собирали с людей, без стабильных нефтегазовых поступлений их все равно будет недостаточно. Расходы-то постоянно растут. Если в начале 2025-го власти ожидали дефицит бюджета на уровне 1,17 трлн рублей, то к 25 декабря разница между доходами и расходами, по оценке Казначейства, составила почти 6,34 трлн рублей!
Вадим Сушко считает, что львиная доля денег уходит на СВО. Несмотря на видимое благосклонное отношение Дональда Трампа к РФ, именно политика США делает нашу спецоперацию такой дорогой.
— Продолжающаяся СВО — существенная статья расходов бюджета, ведь нам приходится противостоять не только Украине, но и группе стран, которые активно поддерживают украинский режим как деньгами, так и оружием. ЕС предоставил Украине финансовую помощь в размере 79,34 млрд долларов с начала СВО по 31 августа 2025 года. Крупнейшим донором Украины остаются США, которые предоставили около 130,65 млрд долларов, причем две трети этой суммы составили военные поставки.
Как в 2025 году изменились доходы
У властей есть очень веское обоснование для повышения в 2026 году налогов, сборов и акцизов: люди, если верить официальной статистике, стали очень много зарабатывать.
Денежные доходы населения, по данным Росстата, за три квартала 2025 года составили 90,5 трлн рублей — на 18,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сильнее всего прибавили доходы от предпринимательской деятельности — рост на 28,4%. Но стоит признать, что бизнес в РФ — удел очень малочисленной прослойки населения. Такой заработок — это всего лишь 7,5% от всех доходов. Даже доходы от собственности приносят больше денег.
Основа основ — это зарплата наемных сотрудников, выросшая на 17% (почти две трети всех доходов). На втором месте — социальные выплаты, включая пенсии, с ростом на 20% (пятая часть всех доходов).
Но даже такая прибавка к пенсиям не делает людей счастливее. Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, д. э. н. Сергей Смирнов отмечает, что в России усиливается дифференциация доходов, то есть растет пропасть между бедными и богатыми. Недавно «НИ» выяснили, что за последние пять лет пенсии отстают даже от официальной инфляции.
Россияне стабильно становятся только беднее. Стоимость многих популярных товаров и услуг растет быстрее инфляции: бытовые расходы съедают всю прибавку. Взять, к примеру, картофель: по оценке Росстата, покупательная способность населения за год снизилась на 28,2%.
Покупка дорогостоящих товаров, например автомобилей, — отдельная наша боль. Из-за постоянного повышения утильсбора за январь — ноябрь 2025 года в РФ было куплено только 1,19 млн новых машин, это на 18% меньше показателей 2024-го.
И рассчитывать на помощь государства не стоит из-за проблем с исполнением федерального бюджета — отмечает доцент МГЛУ, кандидат экономических наук, член Центрального совета независимого профсоюза «Новый труд» Саид Гафуров.
— Дефицит федерального бюджета вряд ли скажется позитивно на простых людях. Повсюду, за очень редким исключением, обслуживание государственного долга становится приоритетной статьей бюджетных расходов, что может вести к сокращению финансирования социальных программ. Возникает так называемая фискальная ловушка: налоговые поступления от граждан уходят на обслуживание обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.
Формально 2025 год закончился хорошо: по мнению правительства, экономика растет, люди богатеют. Но что нас ждет в 2026-м, покажет время!
---