Найти в Дзене
Mikhail DELYAGIN

Исламский банкинг и шариатские суды: где искать защиту от религиозного экстремизма

Исламский банкинг — это позитивно и прогрессивно. По крайней мере, если верить рассказам авторов этой инициативы. Как они говорят, исламские фонды не будут никого ущемлять по религиозному признаку. Если вы православный, иудей, буддист, атеист, в конце концов, то вы сможете пользоваться всеми теми же правами, что и правоверные мусульмане. Если такой подход будет хотя бы в банковской сфере, такая перспектива выглядит воодушевляюще. Потому что появится хотя бы одна сфера жизни, где люди будут защищены от проявлений религиозного экстремизма. Сами посудите: у нас есть жалобы, когда человек, пришедший ко врачу, долго ожидает приёма. Потому что врач демонстративно и не спеша (а значит — долго) отправляет все свои религиозные нужды. Да, это запрещено российскими светскими законами. И очень не поощряется нормами религии набожного врача (нельзя тонкий и интимный процесс общения с Богом превращать в публичный перформанс). И ладно бы когда такое делает врач. В конце концов, это в замкнутом простра
Оглавление

Исламский банкинг — это позитивно и прогрессивно. По крайней мере, если верить рассказам авторов этой инициативы. Как они говорят, исламские фонды не будут никого ущемлять по религиозному признаку. Если вы православный, иудей, буддист, атеист, в конце концов, то вы сможете пользоваться всеми теми же правами, что и правоверные мусульмане.

Если такой подход будет хотя бы в банковской сфере, такая перспектива выглядит воодушевляюще. Потому что появится хотя бы одна сфера жизни, где люди будут защищены от проявлений религиозного экстремизма.

Демонстративная религиозность

Сами посудите: у нас есть жалобы, когда человек, пришедший ко врачу, долго ожидает приёма. Потому что врач демонстративно и не спеша (а значит — долго) отправляет все свои религиозные нужды. Да, это запрещено российскими светскими законами. И очень не поощряется нормами религии набожного врача (нельзя тонкий и интимный процесс общения с Богом превращать в публичный перформанс).

И ладно бы когда такое делает врач. В конце концов, это в замкнутом пространстве. Никто, кроме пациентов, не страдает. У нас же бывают случаи, когда останавливают автобусы посреди дороги со всеми соответствующими последствиями для дорожного движения.

И если исламский банкинг станет местом, где граждане будут от этого защищены, то это станет весьма позитивным явлением.

Два пути

Если мы завозим в Россию людей, которые принципиально отрицают светское право, то всё равно необходимо, чтобы они жили по нормам закона. И тут можно действовать по двум моделям.

Или стараемся интегрировать этих людей в наше законодательное поле, поставить ситуацию так, чтобы они соблюдали уже имеющиеся светские законы (как это происходит, например, в странах Средней Азии).

Или, наоборот, мы перекраиваем собственное законодательство так, чтобы они соответствовали представлениям о прекрасном приезжих.

И, судя по действиям некоторых официальных представителей, наше государство выбрало второй путь.

Впрочем, это движение нельзя считать однозначно неправильным. Например, можно вспомнить шариатское право. Оно, судя по всему, действует значительно более качественно, чем привычное нам право светское. По крайней мере у меня избиратели интересовались, как обратиться в шариатский суд. Потому что суд российский — это долго, дорого, тяжело и непонятно, что там по результату будет со справедливостью.

Шариатское право

Можно посмотреть, как, например, это работает шариатское право в Иране.

Обычный райцентр (даже не областной), маленькая гостиница. Люди снимают номер. В нём, как полагается, небольшой сейф. Кладут туда деньги и отправляются по своим делам.

Возвращаются — денег нет. Хозяин гостиницы сообщает, что ничего не знает, а гости могут идти куда им заблагорассудится. Дескать, вы даже не шииты.

На что люди объяснили, что им благорассудится идти в шариатский суд.

По их рассказу, надо было видеть, как на глазах менялось лицо самоуверенного жулика. И через два часа все деньги вернули. Причём даже теми же самыми купюрами, которые были.

Опять же, послушаешь про тех же квартирных мошенников. Как-то сразу идеи отрубать руки за воровство начинают играть новыми свежими красками. Понятно, что эта норма даже в мусульманских странах уже используется далеко не везде. Но у нас-то, когда начнут внедрять шариатские суды, будет самый вводиться самый передовой опыт.

Кто сомневается — посмотрите на ту же цифровизацию.

---> Подписывайтесь на телеграм-канал DELYAGIN's special