24 декабря «Алексей Косыгин» передан «Совкомфлоту», и это событие сложно переоценить. Во-первых, это новый танкер-СПГ арктического класса Arc7, способный круглый год работать на перегрузочных портах Ямала. «Косыгин» будет работать в паре с «Кристофом де Маржери». Это одноклассники одного проекта Yamalmax Samsung 172. Разрабатывали его финны, строить должны были корейцы с россиянами. Особенность проекта в его способности протискиваться через проходной канал Ямала у порта Сабетта. Всего в проекте 15 судов, большая часть из которых ходит под флагами Багамских островов, Кипра и Гонконга.
А вообще для отгрузки с гиганта «Арктик СПГ-2» планировали построить 21 танкер-газовоз различного класса. Корейцы из Hanwha Ocean сделали три из них по российскому заказу, но ни один не передали заказчику. По понятным всем причинам. У «Совкомфлота», напомним, до недавнего времени был только «Маржери». Теперь еще и «Алексей Косыгин».
Корабль знаменит тем, что попал под санкции США еще до ввода в эксплуатацию. Это серьезно сказалось на сроках появления танкера на свет. Резка металла стартовала пять лет назад, киль заложили летом 2021 года, а сдачу заказчику планировали уже весной 2023 года. Но судостроительный Samsung ожидаемо ушел из проекта, и сроки ввода в эксплуатацию сдвинулись сильно вправо.
«Косыгин», построенный в сухом доке судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье, впечатляет: длина 300 м, ширина 48,8 м, осадка 11,7 м, вместимость не рекордная – 173 тыс. кубометров, но для ледокольного класса параметр вполне серьёзный. Танкер построен по современным лекалам. У него три полноповоротные винторулевые колонки, не требующие судового руля. У судового мотора не соединен жесткой трансмиссией с винторулевой группой. Говоря автомобильной терминологий, у «Косыгина» гибридная трансмиссия. Двигатель вращает генератор, а тот в свою очередь передает момент на электромоторы в поворотных колонках. У судостроителей схема называется пропульсивной силовой установкой, которая на СПГ-танкере достигает мощности 61,1 тысячу л.с. или 45 МВт. К слову, полноповоротные винторулевые колонки локализованы в России (Большой Камень, ВРК «Сапфир»). Задержка с постановкой в строй судна была связана не только со сложностями технологического плана, но и с процедурой испытаний танкера. Российские инженеры делали это впервые в истории и справились вполне успешно.
Речь идет о газовозах «Петр Столыпин» и «Сергей Витте», который сейчас достраивают на «Звезде». Сложностей добавят мембранные системы хранения СПГ в танкерах – на первые суда («Косыгин» и «Маржери») поставили французские изделия, а вот на все последующие придется ставить свои. Сейчас полным ходом идет процесс доработки отечественного аналога, и предварительное одобрение уже получено.
Материалы о свершениях в отечественном импортозамещении редко заканчивают на мажорной ноте, но, похоже, сейчас именно тот случай. Остается надеяться на распространение успешной практики ССК «Звезда» на остальные производственные площадки России.
В 2022-23 гг. южнокорейская SHI успела передать российской «Звезде» пять недостроенных танкеров проекта Yamalmax Samsung 172 (SN2366). Работы по остальным корпусам отменили из-за санкций. Кроме того, до выхода из проекта иностранные поставщики успели передать некоторое специальное оборудование. В свою очередь, Hanwha Ocean отказалась отдавать недостроенные суда и самостоятельно завершила сборку. Три готовых танкера пока остаются в её собственности.
«Совкомфлот», «Новатэк» и «Звезда» решили продолжать строительство газовозов с использованием имеющихся возможностей. При этом им пришлось скорректировать планы и график работ. Например, сдачу головного танкера «Алексей Косыгин» сначала перенесли на 2024 г., а затем и на 2025-й. Сроки начала эксплуатации следующих вымпелов тоже сдвинулись.
Достройка первых двух танкеров, «Алексей Косыгин и «Пётр Столыпин», столкнулась с наименьшими проблемами. К моменту ухода иностранных компаний наша промышленность успела получить значительное количество необходимых импортных комплектующих и смонтировать их.
В частности, от французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT) получили два комплекта криогенных судовых систем хранения СПГ. Системы мембранного типа Mark III установили на танкерах и подготовили к будущей эксплуатации.
Планы по «Петру Столыпину» пока не уточняются. Можно предполагать, что этот заказ принципиально не отличается от предыдущего, и готовый танкер введут в эксплуатацию уже в следующем году.
Ситуация с тремя готовыми танкерами Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier остается неясной. Несмотря на все усилия, Россия пока не смогла забрать их и ввести в эксплуатацию.
Рядом со Звездой строится металлургический завод для изготовления металлопроката. Уже стены готовы[может уже и весь готов]. До санкций корейцы строили корпус газовоза, а на Звезде только приваривали нос. Теперь на Звезде будут строить весь газовоз, так что металлопрокату надо много.
Танкер-СПГ в теории не представляет собой ничего сверхсложного. На первый взгляд, по крайней мере. Перед погрузкой природный газ переводят в сжиженное состояние, охлаждая до -160 градусов Цельсия. После его перекачивают в танки на борт судна. К слову, приемные емкости танкера также охлаждают до -130 градусов, иначе СПГ моментально вскипит. Шарообразные емкости придают танкерам-газовозам характерный облик – спутать судно невозможно.
Искусственно поддерживать температуру в море на корабле невозможно, поэтому танки построены из нескольких слоев теплоизоляции. Это помогает, но не абсолютно – каждый день из жидкого состояния в газообразное переходит до 0,15 % СПГ. Учитывая вместимость танкеров до 270 тысяч кубометров, за один круиз потери могут быть солидными. В атмосферу топливо никто не выпускает – газ скапливается у шапки танков, и его позже используют в качестве судового топлива. Поэтому чем быстрее газовоз придет в порт назначения, тем лучше для всех.
Я заметил что там где надо вывозить олигархам природные ресурсы импортозамещение идет быстрее. Хотя достройка этого газовоза это конечно успех.
Но я нигде не увидел информации о двигателях которые будут ставить на другие газовозы. Такой мощности судовые двигатели в РФ вроде как не производят.
Поставки СПГ в Китай из Арктики в последние недели перед новым годом сократились из-за суровой зимней погоды и необходимости использования ледоколов. Поскольку в России был только один танкер ледового класса, способный круглый год курсировать по арктическим льдам, Москва увеличила отгрузку с помощью этого корабля по пожеланию клиентов.
14.01.2026. После сдачи «Совкомфлоту» на дальневосточной верфи «Звезда» танкер СПГ «Алексей Косыгин» пошел на «Арктик СПГ — 2» и судну выбрали самый короткий маршрут — по Северному морскому пути. Вне сезона навигации на маршруте судно повышенного ледового класса идет в сопровождении ледокола и делает это осторожно — с остановками. Предыдущие проходы танкеров СПГ подобного класса не всегда завершались без поломок. Судно идет в сопровождении ледокола «Арктика», который встретил танкер у Берингова пролива. Судя по данным АИС, суда прошли в Чукотском море чуть более 120 миль и вынуждены были сделать остановку — даже с небольшим отходом.
С чем это связано, неизвестно. Известно, что ранее газовозы подобного ледового класса, обслуживающие «Ямал СПГ», уже совершали переходы по Северному морскому пути вне сезона навигации и не все завершались без поломок — силовых установок.
Возможно, поэтому караван идет осторожно. По данным карт ледовой обстановки «Главсевморпути», суда прошли зону молодого льда и остановились перед зоной однолетнего льда. При этом ледокол «Арктика» возобновил путь. Очевидно, следом пойдет и «Алексей Косыгин».
А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.
Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ