Продолжаю серию постов о том, что не только между супругами, но и между родителями и детьми бывает ситуация «Не сошлись характерами». Если в прошлом посте я описывала такой «расклад» как тревожная, мягкая мама - и ребенок с намного более сильным типом характера, то сегодня - наоборот - расскажу о таком интересном сочетании как слишком сильная и активная мама (паранойял, эпилептоид или гипертим) и слишком тихий ребенок-интроверт. А такие пары - далеко не редкость у меня на приеме.
Открою секрет. В психологии действует такая закономерность - если одного человека в коллективе или семье, образно говоря, «слишком много», то для всех остальных в данной социальной нише остается слишком мало места.
Я сама очень (даже слишком))) активная, инициативная и гиперсоциальная личность с весьма мощной нервной системой. Когда брала одного за другим своих детей, ставила целью подарить своим подросткам-бывшим сиротам весь мир и прежде всего, свою материнскую любовь. Получилось ли? Да, однако...
Однако, чем взрослее становились мои дети (а сейчас двум младшим по 16, а самому старшему 23), тем более тихими и, как мне кажется, менее инициативными они становились. Как-то дочка сказала мне: «Мама, когда ты входишь в дом, то сразу психологически как бы занимаешь все пространство». Думаю, она права. Поэтому сегодня мой пост - для сильных, активных, волевых мам, имеющих тихих и - как самим мамам кажется - безвольных, неорганизованных, ленивых, нецелеустремленных детей. А не мы ли с Вами, дорогие мамы, постоянно «стелящие соломку» и «бросающиеся грудью на амбразуру», их такими сделали?
Вот живые примеры (приводятся с согласия клиентов).
Елизавета, 66 лет, вдова, усыновила в свое время собственного внука Илью. Ради него работает на двух работах, а также успевает заниматься волонтерской деятельностью при церкви, полностью тянет на себе дом и выполняет функцию председателя родительского комитета в школе, где учится Илья. Обратилась ко мне в связи с тем, что, чем старше становится Илюша, тем, как она сказала, больше он «уходит в свою ракушку». Юноше сейчас 15 лет. Учится еле-еле, ничем не интересуется, лежит у себя в комнате на диване, уставясь в телефон. Бабушке по хозяйству не помогает, ее попытки привлечь его к волонтерству наталкиваются на глухой протест: «Мне лень». Друзей Илья практическт не имеет, ни к чему не стремится. Устроиться летом на подработку и хоть чем-то помочь бабушке ему и в голову не приходит.
Скажете, бабушка его разбаловала и распустила? Не без этого: ведь после смерти матери он был для бабушки «бедным сироткой» и светом в окне. Однако, есть и другая причина. Во время моего общения с Елизаветой, я прямо чувствовала, какой напор, какая мощь от нее исходит - и эта мощь способна задавить всех вокруг. Илья, будучи тихим меланхоликом от природы, просто привык к тому, что у бабушки «все схвачено», она все может, все умеет, везде успевает. И его собственная инициатива заглохла, не успев даже начать развиваться.
Второй пример. Марина, 46 лет. Весьма успешная бизнес-леди, хотя очень проста в общении, ни капли снобизма. Даже во время ковида умудрилась расширить свое дело за счет огромной инициативы и деловой хватки. Имеет трех сыновей в возрасте от 14 до 22 лет. Они успешно учатся, любят мать, особых проблем ей не создают, Но Марину, по ее словам, «бесит», что сыновья инертны и пассивны - как она выразилась, «тюлени, тюфяки и рохли и ничего не добьются в жизни». Я поработала со всеми тремя: один - мечтатель-шизоид, двое - тревожные эмотивы, а этим психотипам не присуща ни железная воля, ни целеустремленность. У них свои, но совершенно иные достоинства. По счастью, мне удалось убедить клиентку, что основная причина ее семейных неурядиц - лишь полное несходство характеров матери и сыновей.
И третий пример. Зинаида, 32 года, сочетает в себе оптимизм гипертима и целеустремленную волю паранойяла. Этакий жизнерадостный лидер-достигатор. Обратилась ко мне с очень интересным запросом: «Как принять (!) свою дочь-интроверта?» Девочке 12 лет, это погруженный в свой внутренний мир и мир книг тревожный шизоид. К сожалению, из-за проблемы с лишним весом девочка подвергается в школе буллингу, отчего ушла в себя, замкнулась еще больше, «заедает» стресс сладким и еще больше набирает вес. Однако мать убеждена, что дочь «сама виновата - не может за себя постоять», и вообще, тихий, задумчивый, отстраненный ребенок ее раздражает. Обнадеживал сам запрос матери - ПРИНЯТЬ дочь. Этим мы и занимались в процессе терапии.
Итак, три различных примера на одну и ту же тему: сильный психотип у матери - и слабый у ребенка. Оказывается, такой «расклад» порождает не меньше проблем, чем противоположный, о котором шла речь в предыдущем посте. Сильные матери зачастую не понимают и не принимают более слабых по характеру детей, считают их лодырями, слабодушными «тюфяками» и неудачниками - и неосознанно обесценивают, подавляют и без того неуверенных в себе детей.
Узнали себя? Хотите разобраться в самом себе и своих отношениях с детьми (даже взрослыми) или с родителями? Хотите оставить свои проблемы в старом, уходящем году - и встретить Новый год уже без них? Приглашаю на консультацию.
Возможна первая бесплатная 30-минутная консультация.
Запись на консультацию: Ватсапп +79687465967, Телеграм @Elena_Beketova