Найти в Дзене
Добрый Псих

Несколько слов о подростковой сепарации

Да, подростковый бунт - не сахар для родителей. Это, пожалуй, самый конфликтный из всех периодов взросления. Из обаятельного малыша Ваш сын или дочка превращаются в нечто колючее, огрызающееся, непокорное и раздражительное. Которое будто нарочно все делает наперекор и Вам назло, будто воюет с Вами не на жизнь, а на смерть. И вот тут - внимание, дорогие родители - мы с Вами ведемся, вступаем в ответную схватку и обязательно хотим, чтобы последнее слово осталось за нами. Как недавно сказала мне одна из клиенток-мам: «А иначе получится, что он (ребенок) меня победил». И так оба - и подросток, и мама - попадают в ловушку бесконечного конфликта, какой-то нескончаемой семейной «войны». Дорогие мамы, остановитесь! Да, Ваш взрослеющий ребенок ведет себя дерзко и неразумно. Да, воспитание подростка - тяжелый труд. Но все же это не война, и Вы с собственным ребенком - не враги. Так не пытайтесь же его любой ценой победить! Поделюсь опытом. Читатели знают, что все мои дети - бывшие сироты с тяжел

Да, подростковый бунт - не сахар для родителей. Это, пожалуй, самый конфликтный из всех периодов взросления. Из обаятельного малыша Ваш сын или дочка превращаются в нечто колючее, огрызающееся, непокорное и раздражительное. Которое будто нарочно все делает наперекор и Вам назло, будто воюет с Вами не на жизнь, а на смерть. И вот тут - внимание, дорогие родители - мы с Вами ведемся, вступаем в ответную схватку и обязательно хотим, чтобы последнее слово осталось за нами. Как недавно сказала мне одна из клиенток-мам: «А иначе получится, что он (ребенок) меня победил».

И так оба - и подросток, и мама - попадают в ловушку бесконечного конфликта, какой-то нескончаемой семейной «войны».

Дорогие мамы, остановитесь! Да, Ваш взрослеющий ребенок ведет себя дерзко и неразумно. Да, воспитание подростка - тяжелый труд. Но все же это не война, и Вы с собственным ребенком - не враги. Так не пытайтесь же его любой ценой победить!

Поделюсь опытом. Читатели знают, что все мои дети - бывшие сироты с тяжелейшим «бэкграундом». До того, как попасть ко мне, они не видели нормальных отношений в семье - лишь пьяные скандалы и драки. Да и жизнь в детдоме озлобляет детские сердца. И знаете, что я делала, когда мои подростки «выходили на тропу войны» со мной? Просто отвечала вполне дружеским тоном:

- Да что же ты со мной воюешь?! Я же не враг!

На этом обычно конфликт заканчивался, так и не начавшись. Дети озадаченно смотрели на меня - и все их раздражение исчезало.

Вот два живых примера из моей практики психолога (приводятся с согласия клиентов).

Евгения, 39 лет, имеет 12-летнюю дочь Сашу. Обратилась ко мне с жалобами на поведение дочери: та упряма, не слушается, спорит, пререкается по каждому поводу, особенно в ответ на просьбы мамы помочь по хозяйству. Сама Евгения от этого  «заводится»  и начинает кричать на дочь. Дома - ежедневные скандалы. Я объяснила Евгении суть подростковой сепарации и посоветовала - хотя бы в качестве эксперимента - не требовать подчинения, а договариваться с дочкой. Например: «Ну, пожалуйста, мама очень просит...» или «Если ты это сделаешь, то очень мне поможешь» и т.п.

На следующей консультации Евгения с удивлением сообщила мне, что да - этот способ работает: Саша стала легко откликаться на просьбы о бытовой помощи и даже сказала: «Как хорошо, когда ты не кричишь, мамочка!»

Так почему же мы часто не догадываемся договориться с собственным ребенком? Чаще всего - именно потому, что воспринимаем его как ребенка, который, по нашему мнению, обязан слушаться и подчиняться. Но подростковая сепарация - это как раз переход от детского послушания, подчинения к взрослым формам отношений.  А взрослые отношения в норме строятся на партнерстве, взаимном уважении, договоренностях.

Скажете: не с каждым подростком можно договориться? С каждым, уж поверьте старому психологу, всю жизнь проработавшему именно с «трудными» подростками. Если не втягиваться в конфликт, не стремиться любой ценой «победить», оставить за собой последнее слово.  Ведь перед нами не враг, а наш собственный ребенок, которого мы любим всей душой!

Вот еще пример. Зоя, 42 года, одинокая мать двух сыновей-подростков. Мальчики, по ее словам, живут своей жизнью, на мать не обращают никакого внимания, не помогают и не ценят ее заботы. Выясняется, что Зоя «ради детей» уже несколько лет не ложится в больницу с тяжелым хроническим заболеванием. Самым парадоксальным образом предлагаю ей как раз ради детей лечь в больницу. Зоя прислушалась - и, о, чудо! Сыновья чуть ли не ежедневно приезжали навещать маму и сами прекрасно справлялись со всеми домашними делами - лишь бы мама могла спокойно лечиться. Моя клиентка была несказанно удивлена, насколько сыновья способны быть взрослыми и как сильно они переживают за нее.

Дорогие мамы! Подростковый бунт - это такая стихия, с которой подросток сам не в состоянии справиться. Давайте будет взрослее, опытнее, мудрее него.

Если кому-то нужна моя помощь психолога - приглашаю на консультацию.

Возможна первая бесплатная 30-минутная консультация.

Запись на консультацию: Ватсапп +79687465967, Телеграм @Elena_Beketova