Найти в Дзене

Роман "Кокон" - книга с неоднозначным осадком после прочтения

Читатели моего телеграм-канала знают, что декабрь я начала с чтения "Троецарствия", т.к. посчитала, что это самый правильный вариант для китайского месяца, но... не сложилось. Вопреки своим правилам я бросила читать "Троецарствие", потому что оно вообще не шло: вереница имен, событий, дат не укладывалась в моей голове. Месяц был вообще суетный, мы всей семьёй грипповали, и читать на фоне этого
Оглавление

Читатели моего телеграм-канала знают, что декабрь я начала с чтения "Троецарствия", т.к. посчитала, что это самый правильный вариант для китайского месяца, но... не сложилось. Вопреки своим правилам я бросила читать "Троецарствие", потому что оно вообще не шло: вереница имен, событий, дат не укладывалась в моей голове. Месяц был вообще суетный, мы всей семьёй грипповали, и читать на фоне этого такую сложную эпопею не было сил. Осилив треть книги, я забросила её и начала читать "Кокон" Чжан Юэжань.

Сейчас я уже не вспомню, с какими мыслями я приступила к чтению и почему я выбрала именно эту книгу из ряда других. Не могу сказать, что я пожалела о своём выборе, но... это точно не то, что я бы советовала читать перед праздниками, если хочется расслабиться и настроиться на что-то положительное.

Сюжет

Повествование ведётся от лица мужчины и женщины. Обоим - чуть за 30. Они связаны общим прошлым. Весь роман - это фактически их диалог, а точнее - каждая глава является монологом о прошлом, адресованным другому.

Герои - Ли Цзяци и Чэн Гун - в детстве учились вместе в школе, дружили, испытывали друг к другу симпатию, но между их семьями была огромная социальная пропасть, которая была вызвана сложными событиями прошлого. Сложно излагать сюжет, не вдаваясь в спойлеры, но мне искренне не хочется раскрывать основные тайны.

Чэн Гун живёт в семье, где основные эмоции - страх, ненависть и агрессия. Его деда в период культурной революции покалечили, что привело к тому, что он пребывает долгие годы в вегетативном состоянии. Бабушка Чэн Гуна - злая и свардивая женщина, отец - пьяница, тунеядец и тиран, тётка - зашуганная старая дева. Мать Чэн Гуна бросила сына и сбежала, потому что устала сносить от мужа побои. Чэн Гун получал любовь только от тетки, которая немного заменила ему мать, вечно чувствовал себя неполноценным. Его влекла история деда-растения, он пытался узнать, кто же испортил жизнь их семьи, повредив мозг деда, поселив во всех чувство мести и злобы.

Ли Цзяци - девочка, не получившая любви от отца, с детства привыкшая подстраиваться под обстоятельства, чтобы получить крупицу одобрения от него. Она не любит в своей семье (отцовские дед и бабушка, мать, двоюродная сестра), но патологически привязана к отцу, который, в свою очередь, люто ненавидит собственного отца, пытается ему вечно перечить, да и вообще отец Цзяци - человек с кризисным мироощущением, надломленный, отчаявшийся, оттого - пьющий и страдающий.

Эти два искалеченных и недолюбленных ребёнка, выросшие в страдающих взрослых, не умеющих жить в гармонии с собой, рассказывают друг другу истории своей жизни - самые значимые её страницы. Мрачные страницы, от которых становится очень не по себе, а порой - хочется отмыться.

Впечатления по окончании чтения романа "Кокон"

Я сейчас напечатала заголовок и "зависла". Книга очень сложная и тяжёлая. Это буквально кокон, только не уютный кокон, который нас укутывает. Это страшный кокон липкой и тошнотворной бесперспективности и мрака.

Страшное детство. Нищее, холодное и болезненное, где главным развлечением было сидеть или у Башни Мертвецов (место, где в формалине плавали реальные трупы, где лежали кости и органы), или в больничной палате возле деда-растения.

Страшная юность, где каждый из героев столкнулся с горькой правдой о своих родных: кто-то убил, кто-то мучился из-за этого убийства, кто-то погиб, кто-то сошёл с ума... Безуспешные попытки получить любовь, которой так не хватало.

Страшное "настоящее", в котором ничто не приносит радости, в котором самое осязаемое и важное - пепел прошлой жизни, за которую так рьяно оба хватаются.

Разрушенные границы добра и зла, сбитый компас нравственности, отсутвие хоть какого-то проблеска надежды и плотная ненависть - к несправедливому миру и к самим себе.

Читается роман быстро, потому что интересно узнавать семейные тайны, но пропускать через себя грязь чужой жизни, боль героев - огромное мучение.

Я буквально на распутье: книга очень сильная, но очень сложная. Она цепляет, но не нравится. Её хочется обсудить, но не хочется советовать. Вот такой парадокс. Подобные эмоции я уже испытывала в этом году дважды: читая "Неаполитанский квартет" и "Семилетнюю ночь".

Слышали об этом романе? Что из китайской литературы Вам понравилось?

Возможно, Вам будет интересно: